FAQ: Словарик автомобильных терминов и сокращений

Словарик автомобильных терминов и сокращений

4х2
Формула колес у транспортного средства (ТС), обозначает что у ТС 4 колеса и 2 ведущих, т.е. на которые передается крутящий момент двигателя.

4х4
Формула колес у транспортного средства (ТС), обозначает что у ТС 4 колеса и 4 ведущих, т.е. на которые передается крутящий момент двигателя.

4WD
4 Wheels Drive — система полного привода. Одна из аббревиатур, применяемых для обозначения полноприводных явтомобилей.

4WS
4 Wheels Swing — система, обеспечивающая маневрирование автомобиля, путем поворота четырёх колёс, а не двух, как на большинстве обычных автомобилей. При движении с небольшой скоростью эта система обеспечивает одновременный поворот передних и задних колёс в одном направлении, чем обеспечивается улучшение устойчивости автомобиля на дороге, причём задние колёса поворачиваются на гораздо меньший угол, нежели передние. При движении с маленькой скоростью (примерно до 10 км/ч), например на стоянке, передние и задние колёса поворачиваются в противоположные стороны, тем самым уменьшая радиус поворота и повышая «вёрткость машины».

ABS
(Antiblockier System) Антиблокировочная система тормозов. Предотвращает блокировку колес при торможении автомобиля, что сохраняет его курсовую устойчивость и управляемость. В настоящее время применяется на большинстве современных автолей. Hаличие ABS позволяет нетренированному водителю не допускать блокировки колес.

ACC
(Active Cornering Control) Иногда - ACE, BCS, CATS. Автоматическая система стабилизации поперечного положения кузова на поворотах, а в некоторых случаях и изменяемого хода подвесок, главную роль в которой играют активные элементы подвески.

AGS
(Adaptive Getriebe-Steuerung) Самонастраивающаяся система автоматической коробки передач. "Индивидуальная" коробка передач. AGS в процессе движения выбирает самую подходящую для водителя передачу. Для распознавания стиля вождения постоянно оценивается работа педалью акселератора. "Ловятся" грань пробуксовки и момент привода, после чего передачи начинают работать по одной из заданных системой программ: "нормальная", "зимняя" и "горная/трогание с места". Кроме того, система AGS предотвращает излишние переключения, например, в пробках, на поворотах или спусках.

ASC
(Anti-Slip Control) Антипробуксовочная система или, как иногда ее называют, "трэкшн-контроль" (tracktion-control). Она же ASR (в автомобилях немецкого производства), а также DTS (Dynamic Traction Control), ETC, TCS (Traction Control System), STC, TRACS, ASC+T (Automatic Stability Control + Traction). Назначение системы - предотвратить срыв колес в скольжение, а также снизить силу динамических нагрузок на элементы трансмиссии на неоднородном дорожном покрытии. Ведущие колеса сначала подтормаживаются, затем, если этого недостаточно, уменьшается подача топливной смеси в двигатель и, следовательно, поступающая на колеса мощность.

ATC
(Automatic Traction Control) Автоматическое управление тягой.

ATTESA
Advanced Total Traction Engineering System for All — система распределения крутящего момента на все колёса. Принцип работы — в случае пробуксовки крутящий момент переносится с забуксовавшего колеса на противоположное колесо другой оси. Нечто вроде диагонального варианта антипробуксовочной системы. У Toyota аналогичная система называется Four.

AWD
All Wheels Drive — система полного привода. Одна из аббревиатур, применяемых для обозначения полноприводных явтомобилей.

AYC
Active Yaw Control или Система управления поворачивающим моментом.
Система AYC регулирует крутящий момент, передаваемый на левую и правую задние полуоси автомобиля, изменяя поворачивающий момент автомобиля в соответствии с углом поворота колес. Результат — более безопасная езда при любом стиле вождения и различных дорожных условиях.
Перераспределение крутящего момента происходит с помощью активного дифференциала, управляемого с помощью компьютера. Компьютер сопоставляет скорость вращения колес, продольное и поперечное ускорение, положение руля и педали акселератора. На основе этих данных компьютер отдает приказ активному заднемудифференциалу увеличить, либо уменьшить крутящий момент, идущий на правую и левую полуоси.

AUC
Cистема контроля загрязнения наружнего воздуха позаботится о чистоте воздуха в салоне. Система распознаёт в окружающем автомобиль воздухе наличие оксида углерода, оксидов азота, этанолы и пр., и прекращает при их повышенной концентрации поступление воздуха в салон, переключая на некоторое время автоматический кондиционер на рециркуляционный режим.

BA
(Brake Assist)Иногда - BAS, PA или PABS Электронная система управления давлением в гидравлической системе тормозов, которая в случае необходимости экстренного торможения и недостаточного при этом усилия на педали тормоза самостоятельно повышает давление в тормозной магистрали, делая это во много раз быстрее, чем на то способен человек.

CBC
(Cornering Brake Control) Система, которая "подтормаживает" колеса на поворотах.

CTI
(Central Tire Inflation System) Система централизованной подкачки шин автомобиля.

DBC
(Dynamic Brake Control) Система динамического контроля за торможением. В экстремальных случаях большинство водителей не в состоянии выполнить экстренное торможение. Cила, с которой автолюбитель давит на педаль, недостаточна для эффективного торможения. Последующее нарастание усилия увеличивает тормозную мощность лишь незначительно. DBC дополняет систему динамического контроля устойчивости (DSC), в результате ее срабатывания процесс нарастания давления в приводе тормозов ускоряется, чем обеспечивается минимальный тормозной путь. Работа системы основывается на обработке информации о скорости нарастания давления и усилии на педали тормоза.

DOT
(Department Of Transportation) Министерство транспорта США, ответственное за нормативы безопасности шин. Маркировка, наносимая на шину, показывает, что данная покрышка соответствует требованиям Министерства и разрешена к использованию в США.

Driveline
Ведущий привод автомобиля.

DSC
(Dynamic Stability Control) Система динамического контроля устойчивости (DSC) обеспечивает высочайший уровень устойчивости движения. Она объединяет в себе преимущества всех прежних систем, как например АБС и ASC+T. и позволяет распознать склонность автомобиля к заносу уже в самой ранней стадии. За несколько миллисекунд производится стабилизация положения автомобиля в результате вмешательства в работу системы управления двигателем, а при необходимости — путем автоматического подтормаживания отдельных колес. Система, правда, не может отменить действие законов физики. Поэтому выбор стиля вождения по-прежнему остается на совести водителя.

EBD
(Electronic Brake Distribution) В немецком варианте - EBV (Elektronishe Bremskraftverteilung) Электронная система распределения тормозных сил. Обеспечивает наиболее оптимальное тормозное усилие на осях, изменяя его в зависимости от конкретных дорожных условий (скорость, характер покрытия, загрузка автомобиля и т.п.). Главным образом, для предотвращения блокировки колес задней оси. Эффект особенно заметен на автомобилях с задним приводом. Основное назначение данного узла - распределение тормозных сил в момент начала торможения автомобиля, когда, согласно законам физики, под действием сил инерции происходит частичное перераспределение нагрузки между колесами передней и задней оси. Принцип действия Основная нагрузка при торможении с движения передним ходом ложится на колеса передней оси, на которых может быть реализован больший тормозной момент, в то время как колеса задней оси, напротив, разгружаются, и, при приложении к ним большого тормозного момента, могут заблокироваться. Во избежание этого EBD, обработав данные, получаемые от датчиков АБС и датчика, определяющего положение педали тормоза, воздействует на тормозную систему и перераспределяет тормозные силы на колесах пропорционально действующим на них нагрузкам. EBD вступает в действие до начала работы АБС или при несрабатывании АБС из-за ее неисправности.

ECM
(Electronic Control Module) Модуль электронного контроля. Микрокомпьютер задаёт продолжительность впрыска и количество впрыскиваемого топлива для каждого цилиндра. Cпособствует получению от двигателя оптимальной мощности и крутящего момента в соответствии с заложенной в него программой.

ECS
Электронная система управления жёсткостью амортизаторов.

ECT
(Electronically Controlled Transmission) Электронная система управления переключениями передач в автоматических КПП последнего поколения. Учитывает скорость автомобиля, положение дроссельной заслонки и температуру двигателя. Обеспечивает мягкое переключение передач, значительно увеличивает ресурс двигателя и трансмиссии. Позволяет установить несколько алгоритмов переключения передач, например, "зимний", "экономичный" и "спортивный".

ECU
(Electronic Control Unit) Блок электронного управления работой двигателя.

EDC
(Electronic Damper Control) Электронная система регулирования жесткости амортизаторов. Иначе ее можно назвать системой, заботящейся о комфорте. "Электроника" сопоставляет параметры загрузки, скорости автомобиля и оценивает состояние дорожного полотна. При движении по хорошим трассам EDC "приказывает" амортизаторам стать мягче, а при поворотах на высокой скорости и проезде волнообразных участков добавляет им жесткости и обеспечивает максимальное сцепление с дорогой.

EDIS
(Electronic Distributorless Ignition System) Электронная бесконтактная система зажигания (без прерывателя - распределителя).

EDL
(Electronic Differential Lock) Система электронной блокировки дифференциала. В немецком варианте EDS (Elektronische Differentialsperre) - электронная блокировка дифференциала. Представляет собой логичное дополнение к функциям антиблокировочной системы (АБС), благодаря которому повышается потенциал безопасности автомобиля, улучшаются его тяговые характеристики при движении в неблагоприятных дорожных условиях, а также облегчаются процессы трогания с места, интенсивного разгона, движения на подъем и эксплуатации автомобиля в сложных погодных условиях. Принцип действия При прохождении поворотов колеса автомобиля, установленные на одной оси проходят пути разной длины, из-за чего их угловые скорости тоже должны быть разными. Это несовпадение скоростей компенсируется за счет работы дифференциального механизма, устанавливаемого между ведущими колесами. Но у применения дифференциала в качестве связующего звена между правым и левым колесами ведущей оси автомобиля есть и отрицательные стороны. Особенностю конструкции дифференциала является то, что он (при равенстве правой и левой шестерен) независимо от условий движения осуществляет равное распределение крутящего момента между колесами ведущей оси. При прямолинейном движении на покрытии с равными коэффициентами сцепления это не сказывается на поведении автомобиля. Когда же ведущие колеса автомобиля попадают на участок с различными коэффициентами сцепления, колесо, движущееся по участку дороги с меньшим коэффициентом сцепления, начинает пробуксовывать. В силу условия равенства крутящих моментов, обеспечиваемого дифференциалом, буксующее колесо ограничивает тягу противоположного колеса. Блокировка дифференциала при несовпадении условий сцепления левых и правых колес устраняет эту равнораспределенность. Получая сигналы от датчиков частоты вращения, имеющихся в составе АБС, ЭБД определяет угловые скорости ведущих колес и непрерывно сопоставляет их между собой. При несовпадении угловых скоростей, возникающем, например, при буксовании одного из колес, оно подтормаживатся до тех пор, пока не сравняется по частоте вращения с небуксующим. В результате такого регулирования возникает реактивный момент, который, в случае необходимости, создает эффект механически заблокированного дифференциала, а колесо, имеющее лучшие условия сцепления с дорожным покрытием, получает возможность передавать большее тяговое усилие. При разности частот вращения около 110 об/мин система автоматически включается в работу и без ограничений действует на скоростях до 80 км/ч. Система ЭБД действует и при движении задним ходом, однако при прохождении поворотов она не срабатывает.

EGR
(Exhaust Gas Recirculation) Система рециркуляции отработавших газов.

EON
(Enhanced Other Network) Встроенная навигационная система. В Европе преимущество EON уже оценено по достоинству. Информация о пробках на дорогах, строительных работах, маршрутах объезда со спутника поступает в бортовой компьютер вашего автомобиля. Электронный мозг машины тут же дает водителю подсказку, какой дорогой пользоваться, а с какой лучше свернуть.

ESP
(Electronic Stability Programm). Она же ATTS, ASMS (Automatisches Stabilitats Management System), DSTC, DSC (Dynamic Stability Control), FDR (Fahrdynamik-Regelung), VDC, VSC (Vehicle Stability Control), VSA (Vehicle Stability Assist) - противозаносная система (ПЗС).
Наиболее сложная система с задействованием возможностей антиблокировочной, антипробуксовочной с контролем тяги и электронной систем управления дроссельной заслонкой. Контрольный блок получает информацию с датчиков углового ускорения автомобиля, угла поворота рулевого колеса, информацию о скорости автомобиля и вращении каждого из колес.
Система анализирует эти данные и рассчитывает траекторию движения, а в случае, если в поворотах или маневрах реальная скорость не совпадает с расчетной и автомобиль "выносит" наружу или внутрь поворота, корректирует траекторию движения, подтормаживая колеса и снижая тягу двигателя. В случае возникновения экстремальной ситуации она компенсирует неадекватно резкую реакцию водителя и способствует сохранению устойчивости автомобиля.
Работа данной системы заключается в осуществлении тягово-динамического регулирования работы систем управления автомобилем. ПЗС распознает опасность заноса и целенаправленно компенсирует нарушение курсовой устойчивости автомобиля.
Принцип действия ПЗС реагирует на критические ситуации в том случае, если известны ответы на два вопроса: куда намерен ехать водитель? куда на самом деле едет автомобиль? Ответ на первый вопрос система получает от датчиков, определяющих угол поворота рулевого колеса и угловые скорости колес автомобиля.
Ответ на второй вопрос можно получить, измерив угол поворота автомобиля вокруг вертикальной оси и величину его поперечного ускорения. Если по поступающей от датчиков информации получаются разные ответы на упомянутые выше вопросы, то существует вероятность возникновения критической ситуации, при которой необходимо вмешательство ПЗС.
Критическая ситуация может проявляться в двух вариантах поведения автомобиля: Недостаточная поворачиваемость автомобиля. В этом случае ПЗС дозированно подтормаживает заднее колесо на внутренней стороне поворота, а также воздействует на системы управления работой двигателя и АКП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией).
В результате добавления к сумме сил тормозной силы, приложенной к упомянутому выше колесу, вектор результирующей силы, действующей на автомобиль, поворачивается в сторону поворота и возвращает машину на заданную траекторию движения, предотвращая выезд за пределы проезжей части и обеспечивая тем самым вписываемость в поворот. Избыточная поворачиваемость автомобиля. В этом случае ПЗС дозированно подтормаживает переднее колесо на внешней стороне поворота и воздействует на системы управления работой двигателя и АКП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией). В результате вектор результирующей силы, действующей на автомобиль, поворачивается наружу поворота, предотвращая тем самым занос автомобиля и следующее за ним неуправляемое вращение вокруг вертикальной оси.
Еще одной распространенной ситуацией, в которой требуется вмешательство ПЗС, является объезд неожиданно возникшего на дороге препятствия. В случае, если автомобиль не оборудован ПЗС, события в данном случае часто развиваются по следующему сценарию: Перед автомобилем неожиданно возникает препятствие. Чтобы избежать столкновения с ним, водитель резко поворачивает влево, а затем, чтобы возвратиться на ранее занимаемую полосу, - вправо. В результате подобных манипуляций автомобиль резко поворачивается и возникает занос задних колес, переходящий в неуправляемое вращение автомобиля вокруг вертикальной оси.
Развитие ситуации в случае с автомобилем, оборудованным ПЗС, выглядит несколько иначе. Водитель пытается объехать препятствие, как и в первом случае. По сигналам датчиков ПЗС распознает возникший неустойчивый режим движения автомобиля. Система производит необходимые вычисления и, в качестве контрмеры, подтормаживает левое заднее колесо, способствуя тем самым повороту автомобиля. При этом сила бокового увода передних колес сохраняется. Пока машина движется по дуге влево, водитель начинает поворачивать рулевое колесо вправо.
Чтобы способствовать повороту автомобиля вправо, ПЗС подтормаживает правое переднее колесо. Задние колеса при этом вращаются свободно, благодаря чему оптимизируется действующая на них боковая сила увода. Предпринятая водителем смена полосы движения может вызвать резкий поворот автомобиля вокруг вертикальной оси. Чтобы предотвратить занос задних колес, подтормаживается левое переднее колесо. В особо критических ситуациях это торможение должно быть очень интенсивным, чтобы ограничить нарастание боковой силы увода, действующей на передние колеса.
Рекомендации по эксплуатации ПЗС Рекомендуется выключать ПЗС: при "раскачке" автомобиля, застрявшего в глубоком снегу или рыхлом грунте, при езде с цепями противоскольжения, при проверке автомобиля на динамометрическом стенде. Отключение ПЗС осуществляется нажатием кнопочного выключателя с надписью на панели приборов, включение - повторным нажатием на указанную клавишу. При запуске двигателя ПЗС находится в рабочем режиме.

ETCS
(Electronic Throttle Control System) Электронная система управления положением дроссельной заслонки. Блок управления двигателем получает сигналы с двух датчиков: положения педали газа и дроссельной заслонки, и в соответствии с заложенной в него программой отдает команды электросервоприводу заслонки.

ETRTO
(The European Tyre and Rim Technical Organisation) Объединение европейских производителей шин и дисков, Брюссель.

FIA
Международная Автомобильная Федерация.

FMVSS
(Federal Motor Vehicle Safety Standarts) Нормативы безопасности США.

FSI
(Fuel Stratified Injection) "Послойный" впрыск топлива.
Разработка специалистов Volkswagen. Топливная аппаратура двигателя с системой впрыска FSI сделана по аналогии с дизельными агрегатами: насос высокого давления нагнетает бензин в топливную рампу, общую для всех цилиндров. Топливо впрыскивается непосредственно в камеру сгорания через форсунки с электромагнитными клапанами.
Команда на открытие каждой форсунки подается из центрального блока управления, а фазы ее работы зависят от оборотов и нагрузки двигателя. Преимущества бензинового двигателя с прямым впрыском: - благодаря форсункам с электромагнитными клапанами возможен впрыск строго дозированного количества топлива в камеру сгорания в определенное время; - изменение фаз впускного распределительного вала на 40 градусов обеспечивает хорошую тягу на низких и средних оборотах; - использование рециркуляции выхлопных газов уменьшает эмиссию токсичных веществ; - двигатели с прямым впрыском FSI на 15% экономичнее бензиновых двигателей с традиционной системой впрыска.

FWD
(Front Wheel Drive) Передние ведущие колёса автомобиля.

HDC
(Hill Descent Control) Система контроля тяги для спуска с крутых и скользких уклонов. Работает примерно по тому же принципу, что и антипробуксовочная: через "удушение" двигателя и подтормаживание колес, но с фиксированным ограничением скорости в диапазоне от 6 до 25 км/ч.

IC
(Inflatable Curtain) Надуваемая занавеска. IC на Volvo состоит из двух "защитных занавесок". Они монтируются под обивкой крыши вдоль каждой стороны автомобиля и защищают в равной степени и передних и задних пассажиров.
При столкновении занавеска освобождается и надувается до полного объема всего за 25 тысячных долей секунды. Через три секунды начинается процесс спускания; он проходит медленно, чтобы обеспечить максимальную защиту при множественных столкновениях. Занавеска покрыта воздушными каналами, сконцентрированными в областях, о которые пассажиры автомобиля могут удариться головой. IC надувается только на той стороне, на которую пришелся удар. Она срабатывает от датчиков в стойке и за проемом задней двери.
Те же самые датчики используются для срабатывания мешков SIPS (защита от боковых ударов). Если срабатывает только датчик сзади, то надувается только IC-мешки, а SIPS не срабатывают. Газ в IC - это смесь аргона и гелия, он безвреден для живых существ и окружающей среды.

M/T
(Manual Transmission) РКПП, Ручная Коробка Переключения Передач.

MASC
(Mitsubishi Active Stability Control) Система динамической стабилизации Мицубиси.

MATC
(Mitsubishi Active Traction Control) Активная противобуксовочная система Мицубиси.

MSR
(Motor Schleppmoment Regelung) Система контроля за торможением двигателем. Предотвращает блокирование ведущих колес при торможении двигателем. Узел, применяемый исключительно на переднеприводных дизельных автомобилях, для предотвращения блокирования передних колес, которое возможно при резком отпускании педали акселератора либо при резком торможении на передаче. Свои функции система осуществляет путем воздействия на системы управления топливным насосом высокого давления дизельного двигателя. Данное воздействие выражается в повышении частоты вращения коленчатого вала мотора.

OBD
(On Board Diagnostic) Система бортовой диагностики автомобиля.

OHC
(Overhead Camshaft) Расположенный сверху распределительный вал.

PTS
(Parktronic System) В немецком варианте ADK (Abstandsdistanzkontrolle) Система контроля дистанции при парковке, которая посредством ультразвуковых сенсоров, расположенных в бамперах, определяет расстояние до ближайшего препятствия. Система включает в себя ультразвуковые преобразователи и блок управления. О величине расстояния до препятствия водителя информирует акустический сигнал, характер звучания которого изменяется при сокращении расстояния до препятствия. Чем меньше расстояние, тем короче пауза между отдельными сигналами. Когда до препятствия остается 0,3 м, звучание сигнала становится непрерывным. Звуковой сигнал поддерживается световыми сигналами. Соответствующие индикаторы расположены внутри салона. Помимо обозначения ADK (Abstandsdistanzkontrolle) для описания данной системы могут использоваться абривеатуры PDC (Parking distance control) и Parktronik.

RDC
(Reifen Druck Control) Система контроля за давлением воздуха в шинах. Система RDC контролирует давление и температуру воздуха в шинах автомобиля как во время движения с любой скоростью, так и на неподвижно стоящем автомобиле. Система сообщает о падении давления в одной или нескольких шинах. Благодаря RDC удается избежать преждевременного износа и разрывов шин.

RWD
(Rear Wheel Drive) Задние ведущие колёса автомобиля.

SIPS
(Side Impact Protection System) Система защиты от бокового удара. Состоит из усиленных и энергопоглощающих элементов кузова и боковых подушек безопасности, которые обычно располагаются во внешнем крае спинки переднего сидения. Мешок SIPS срабатывает от электронных датчиков, вмонтированных в стойку и позади проема задней двери (эти датчики используются и для срабатывания Надуваемой занавески, IC). Meсто расположения датчиков влияет на очень быструю реакцию.Это особенно важно при боковых ударах, так как сминаемая зона составляет всего 25-30 см.

SLS
(Self-Levelizing Suspension) Система самовыравнивания подвески. Особая конструкция амортизаторов и/или пневморессор. Может обеспечивать стабильность положения кузова в продольной оси относительно горизонтали при быстром движении по неровным дорогам и/или при полной загрузке.

SRS
(Supplementary Restraint System) Подушки безопасности, они же эйрбэги (airbag), фронтальные и боковые. Последние иногда относят к системе защиты от боковых ударов SIPS, куда наряду с ними входят специальные балки в дверях и поперечные усилители кузова. Новые аббревиатуры - WHIPS (запатентовано Volvo) и IC, что, соответственно, расшифровывается как система защиты от "плетевого" удара - особая конструкция спинки сиденья с активными подголовниками и "надувная штора" - подушка безопасности, разворачивающаяся сбоку в зоне головы.

Steptronic
Система Steptronic предлагается для всех BMW 5-й серии. Она позволяет при необходимости превратить 5-ступенчатую АКПП в механическую КПП. Для этого следует перевести рычаг из положения "D" (автоматический режим) в положение "S" (спортивный режим), то есть в левую кулису (для ручного переключения) в положении "S" на повышенные передачи следует слегка сдвинуть рычаг вперед, на пониженные — назад. Выбранная передача высвечивается на дисплее приборного щитка. Так Вы можете переключать передачи, не пользуясь при этом педалью сцепления. Если Вы снова хотите, чтобы передачи переключались полностью автоматически, переведите рычаг из положения"S" обратно в положение "D".

VDC
(Vehicle Dynamic Control) Система стабилизации курсовой устойчивости.

VVT-i
(Valve Variable Timing-intelligent) Так же - VTEC, VANOS, NVCS, VIS, CVVT. Системы изменяемых фаз газораспределения. Применяются для улучшения характеристик крутящего момента в широком диапазоне оборотов, а также для улучшения экономичности и экологических характеристик двигателя.

WHIPS
(Whiplash Protection System) Механическая система, которая встроена в оба передних сидения. Состоит из проволочной рамки в спинке сидения, подвешенной на пружинах, и специально сконструированного механизма крепления спинки сидения к подушке. При ударе автомобиля сзади, система срабатывает в двух фазах. В первой фазе проволочная рама и ее пружины с ограниченным ходом предотвращают слишком глубокое вдавливание сидящего в спинку сидения. Она также обеспечивает поддержку позвоночника и предотвращает его от излишнего изгибания. В то же самое время, WHIPS позволяет всей спинке в целом двигаться назад, предохраняя пассажира двигаться вперед. Верхняя часть спинки движется вверх и вперед, заставляя подголовник лучше поддерживать шею и голову. Во второй фазе механизм WHIPS позволяет спинке еще отклониться назад, поглощая энергию удара и снижая опасный эффект катапульты. WHIPS создана для того, чтобы обеспечить защиту на скоростях до 30 км/ч, именно на этих низких скоростях причиняются т.н. "плетевые" травмы.

 

АВТОМОБИЛЬ
Транспортная безрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым).
Первый А. с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769-70, с двигателем внутреннего сгорания Г. Даймлером, К. Бенцем (Германия) в 1885-86. Вращение от двигателя передается муфте сцепления, коробке передач, дифференциалу и колесам (ведущему мосту).
Различают А. пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.) и гоночные. Скорость легковых А. до 300 км/ч, гоночных до 1020 км/ч (1993), грузоподъемность грузовых А. до 180 т.

АВТОПОЕЗД
Механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

АГРЕГАТНАЯ И НЕАГРЕГАТНАЯ сумма
В случае агрегатного страхования страховая сумма уменьшается на размер произведенных выплат (например, ТС страхуется на 25 000 $. Ущерб при ДТП (выплата) составил 4 500 $. Страховая сумма изменилась и стала уже 21 500 $, т.е. в случае угона или полной гибели Вы получите не более 21 500 $). При неагрегатном страховании такого не происходит и страховая сумма не меняется в зависимости от произведенных выплат. Некоторые страховые компании страхуют только на НЕАГРЕГАТНУЮ СУММУ по умолчанию, другие предоставляют такую возможность за дополнительную плату.

АКВАПЛАНИРОВАНИЕ
(Аквапланинг) Эффект при котором машина теряет сцепление с полотном из-за большого количества воды, при этом протектор покрышки не успевает вытеснить чрезмерное количество воды из-под колеса в следствии чего пятно касания покрышки с полотном резко уменьшается.

АККУМУЛЯТОР
Устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования.
Электрический А. преобразует электрическую энергию в химическую и по мере надобности обеспечивает обратное преобразование; используют как автономный источник электроэнергии (напр., на транспорте).

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
Группа однотипных электрических аккумуляторов, соединенных электрически и конструктивно для получения необходимых значений тока и напряжения.

АКСЕЛЕРАТОР
Регулятор количества горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Предназначен для изменения частоты вращения вала двигателя (скорости движения транспортной машины).

АМОРТИЗАТОР
Устройство для смягчения ударов в машинах (автомобиль, самолет и др.) и сооружениях, для защиты от сотрясений и ударных нагрузок. В А. используют пружины, торсионы, резиновые элементы, а также жидкости и газы.

АНДЕРРАЙТЕР
Высококвалифицированный специалист в области страхования (перестрахования), имеющий властные полномочия от руководства страховой компании принимать на страхование (перестрахование) предложенные риски, отвечаюший за формирование страхового (перестраховочного) портфеля.

АРЕОМЕТР
Прибор для измерения плотности жидкостей и твердых тел. Действие А. основано на законе Архимеда. В автомобильной технике применяется для измерения плотности электролита в аккумуляторе.

БАМПЕР
Энергопоглощающее устройство автомобиля (на случай легкого удара) в виде бруса, расположенного спереди (часто и сзади); разновидность буфера.

БАШМАК
Нижняя часть опорной колонны для равномерного распределения давления на основание.

БОРДЕРО
Документально оформленный перечень рисков, принятых к страхованию и подлежащих перестрахованию. Содержит их подробную характеристику.

БУФЕР
Приспособление для смягчения ударов на транспортных средствах (локомотивах, вагонах и др.). Автомобильный Б. называется бампером.

ВАЛ
Деталь машины, передающая крутящий момент и поддерживающая вращающиеся детали. Различают В. прямые (гладкие и ступенчатые), коленчатые, В.-шестерни и т. д., а также гибкие В. и торсионы (передают только крутящий момент).

ВЕЛОСИПЕД
Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

ВКЛАДЫШ
Сменная деталь (втулка и т. п.) подшипников скольжения, непосредственно взаимодействующая с цапфой вала или вращающейся оси. Изготовляется из антифрикционного материала.

ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР
Служит для очистки от пыли (обработки) воздуха, используемого в двигателях.

ВТУЛКА
Деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы, имеющая осевое отверстие, в которое входит другая деталь. В зависимости от назначения применяют В. подшипниковые, закрепительные, переходные и др.

ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЬ
Физическое или юридическое лицо назначенное страхователем для получения страховых выплат по договору страхования. Фиксируется в страховом полисе.

ВЫНУЖДЕННАЯ ОСТАНОВКА
Прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

ГЕНЕРАТОР
Устройство, аппарат, машина, производящие какой- либо продукт (напр., ацетиленовый Г., парогенератор), вырабатывающие электрическую энергию (напр., электромашинный, магнитогидродинамический, термоэмиссионный Г.) либо создающие электрические, электромагнитные, световые или звуковые сигналы колебания, импульсы (напр., ламповый, магнетронный, квантовый, ультразвуковой Г.).

ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА
Зубчатый механизм трансмиссии автомобилей и других самоходных машин, служащий для передачи и увеличения крутящего момента от карданного вала к ведущим колесам, а следовательно, и для увеличения тягового усилия.

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего при использовании автотранспортного средства.

ГРУППОВОЕ СТРАХОВАНИЕ
Страхование группы лиц со схожими интересами. Групповой полис выдается работодателю или другому представителю группы, а каждый член группы получает сертификат, подтверждающий факт его страхования.

ГУР
(Гидроусилитель Руля) Система, состоящая из насоса и шлангов, облегчающих поворот руля. Особенно помогает ГУР при повороте колес на неподвижном автомобиле и с низкопрофильной резиной, т.к. в этом случае "пятно контакта" резины с дорогой максимально, а качения нет. Из минусов ГУРа можно отметить то, что при быстром вращении рулевого колеса насос может не успевать перекачивать жидкость и перегреться, что приведет к сопротивлению во вращении. К счастью, на современных автомобилях это маловероятно.

ДВИГАТЕЛЬ
Является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. У большинства автомобилей двигатель расположен впереди.

ДВОЙНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Страхование у нескольких страховщиков одного и того же интереса от одних и тех же опасностей, когда общая страховая сумма превышает страховую стоимость. При двойном страховании страховщики несут ответственность в пределах страховой стоимости, и каждый из них отвечает пропорционально страховой сумме по заключенному им договору страхования. Двойное страхование может использоваться в целях обогащения, поэтому запрещено законом.

ДЕТОНАЦИЯ
Наблюдается в поршневых двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием и возникает в результате образования и накопления в топливном заряде органических перекисей, являющихся первичными продуктами окисления углеводородного топлива. Если при этом достигается некоторая критическая концентрация перекисей в смеси, то происходит Д., характеризующаяся необычно высокой скоростью распространения пламени и возникновением ударных волн. При нормальной работе двигателя пламя распространяется со скоростью 10-20 м/сек, в то время как при Д. - со скоростью 1500-2500 м/сек. Д. проявляется в металлических "стуках", дымном выхлопе, вибрации и перегреве двигателя и ведёт к пригоранию колец, прогоранию поршней и клапанов, разрушению подшипников, потере мощности двигателя.

ДИАФРАГМА
Пластина (перегородка) с отверстием (или без него). Устанавливается, напр., в трубопроводах для замера расхода жидкости или газа; в гидротехнических сооружениях для придания жесткости подвижной части гидротехнического затвора.

ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИЙ КЛЮЧ
Используют при сборке ответственных винтовых соединений (приборов, двигателей, и др.). Такие ключи имеют указатель значения крутящего момента.

ДИФФЕРЕНЦИАЛ
Название дифференциального механизма в приводе ведущих колес автомобиля, трактора или других колесных машин. Д. обеспечивает вращение ведущих колёс с разными относительными скоростями при прохождении кривых участков пути. Наиболее распространен Д. с коническими зубчатыми колесами.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ
Механизм, в котором результирующее перемещение равно сумме или разности исходных перемещений (напр. зубчатые механизмы в транспортных машинах, обеспечивающие вращение ведущих колес с различными скоростями на поворотах). Д. м. в приборах, металлорежущих станках обеспечивают малые точные перемещения или большие силы.

ДОМКРАТ
Механизм для подъёма тяжёлых штучных грузов при выполнении ремонтных, монтажных или погрузочно-разгрузочных работ. Для Д. характерны малые габариты, небольшая масса (обычно не превышает 1% грузоподъёмности).

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Автомобильная теле-, радиоаппаратура, дополнительное оборудование салона, световое, сигнальное и другое оборудование, установленное на транспортном средстве, но не входящее в его заводскую комплектацию.

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ
Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

ЖИКЛЕР
Калиброванное отверстие для дозирования подачи жидкого топлива или воздуха. В технической литературе Ж. называют детали карбюратора (пробки, форсунки) с калиброванными отверстиями. По выполняемым функциям и в зависимости от того, в какой системе карбюратора он установлен, различают Ж. топливный, воздушный, главный, компенсационный, холостого хода и др. Ж. оценивают их пропускной способностью (производительностью), т. е. количеством жидкости (обычно воды), которое может пройти через калиброванное отверстие в единицу времени; пропускная способность Ж. выражается в см3/мин.

ЗАДНИЙ МОСТ
Комплекс узлов самоходных машин (напр., автомобиля, трактора), обычно передающий движителю крутящий момент от карданного вала или коробки передач и вертикальную нагрузку от кузова (рамы), а от движителя окружные и боковые усилия на кузов (раму).

ЗАЖИГАНИЕ
В двигателях внутреннего сгорания (ДВС), принудительное воспламенение рабочей смеси в камере сгорания ДВС.

ЗАСТРАХОВАННЫЙ
Физическое лицо, жизнь, здоровье и трудоспособность которого выступают объектом страховой защиты. Застрахованным является физическое лицо, в пользу которого заключен договор страхования. На практике застрахованный может быть одновременно страхователем, если уплачивает денежные (страховые) взносы самостоятельно.

ЗЕЛЕНАЯ КАРТА
Система международных договоров об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспорта. Получила название по цвету и форме страхового полиса, удостоверяющего это страховое правоотношение. Основана в 1949 году. Государства бывшего СССР, где нет обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, не входят в системы Зеленой карты.

КАРБЮРАТОР
Прибор для приготовления горючей смеси из легкого жидкого топлива и воздуха для питания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания. Топливо в К. распыливается, перемешивается с воздухом, после чего подается в цилиндры.

КАРБЮРАТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС), в котором горючая смесь приготовляется карбюратором вне камеры сгорания (отсюда другое название двигатель с внешним смесеобразованием) и воспламеняется в камере сгорания свечой зажигания. Применяются на автомобилях, мотоциклах, катерах и т. д.

КАРДАННЫЙ МЕХАНИЗМ
(Назван по имени Дж. Кардано), шарнирный механизм, обеспечивающий вращение двух валов под переменным углом благодаря подвижному соединению звеньев (жесткий К. м.) или упругим свойствам специальных элементов (упругий К. м.). Последовательное соединение двух К. м. называется карданной передачей.

КАРТЕР
Неподвижная деталь машин или механизмов (двигателя, редуктора и др.) обычно коробчатого сечения для опоры рабочих деталей и защиты их от загрязнений. Нижняя часть К. (поддон) - резервуар для смазочного масла.

КАСКО
Под термином "страхование КАСКО" (угон/хищение + ущерб) понимается возмещение ущерба в результате повреждения или конструктивной гибели самого транспортного средства, а также возмещение понесенных убытков в результате угона/хищения транспортного средства (согласно событиям, оговоренным в условиях договора). Каско не включает страхование пассажиров, груза, ответственности перед третьими лицами. Термин "КАСКО" в переводе означает "весь, полный" и подразумевает под собой страхование транспортного средства (ТС) как от ущерба, так и от угона/хищения.
Не совсем правильно применять термин КАСКО к страхованию только ущерба, также как и использовать термин "частичное КАСКО". В понятие добровольного страхования автотранспорта также входят другие риски, которые являются дополнением к риску АВТОКАСКО (см. ниже).

КЛАПАН
В технике деталь или устройство для управления расходом газа или жидкости изменением площади проходного сечения (напр., дроссельные, предохранительные, регулировочные К.).

КЛЕММА
Устройство для присоединения проводов к машине, прибору, аппарату; винтовой зажим.

КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ
Состоящий из одного или нескольких колен и нескольких соосных коренных шеек, опирающихся на подшипники. Каждое колено К. в. имеет две щеки и одну шейку для присоединения шатуна. Оси шатунных шеек смещены относительно оси вращения К. в.. Для уравновешивания К. в. при работе щёки часто имеют противовесы. К. в. - вращающееся звено кривошипного механизма; применяется в поршневых двигателях, насосах, компрессорах, кузнечно-прессовых машинах и тому подобное. В поршневых машинах число колен К. в. обычно равно числу цилиндров; расположение колен зависит от рабочего цикла, условий уравновешивания машин и расположения цилиндров. К. в. изготовляют из углеродистых и легированных сталей или высокопрочного чугуна обычно целыми, литыми или коваными. Однако при использовании целых К. в. невозможно применение подшипников качения, поэтому иногда К. в. делают составными. По условиям технологии составными выполняют также крупные К. в. с диаметром шеек до 1 м. Наиболее просты в изготовлении К. в., у которых оси всех шатунных шеек находятся в одной плоскости.

КОЛЛЕКТОР
Название некоторых технических устройств (напр., выпускной и впускной К. двигателя внутреннего сгорания).

КОММУТАТОР
Электромеханическое, электронное или электронно- лучевое устройство (переключатель, выключатель, распределитель), обеспечивающее выбор требуемой выходной электрической цепи и соединения с ней входной цепи. Выбор производится вручную либо автоматически. Простейшие электромеханические К. - рубильники, наборы электромагнитных реле, электромеханические искатели. К. входит в более сложные устройства, напр. телефонную станцию.

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Многозвенный механизм, в котором ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется при переключении зубчатых передач, размещенных, напр., в отдельном корпусе (коробке). Применяется в силовых передачах транспортных машин.

КРИВОШИП
Звено кривошипного механизма в виде пальца (шипа), смещенного относительно оси вращения. Палец шарнирно соединяется с ползуном (шатуном).

КРОНШТЕЙН
Консольная опорная деталь (конструкция) для крепления других деталей или узлов машин (сооружений) к стене, стойке (колонне) и т. п.

ЛИМИТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Страховая сумма, указанная в договоре страхования (полисе), в пределах которой страховщик несет ответственность перед страхователем (третьими лицами); максимально возможная сумма страхового возмещения.

ЛИМИТ СТРАХОВАНИЯ
Максимальная денежная сумма, на которую можно застраховать материальные ценности и страховую ответственность. Сумма, в пределах которой выплачивается страховое возмещение.

ЛИЦЕНЗИЯ
Лицензия на осуществление страховой деятельности, выдаваемая Департаментом Минфина по надзору за страховой деятельностью, является документом удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности по видам страхования указанных в перечне к лицензии.

ЛЛОЙД
Международный страховой рынок, территориально размещенный в Лондонском Сити как мировом финансовом центре; - английская корпорация частных страховщиков, каждый из которых принимает страхование на свой риск. Первое упоминание о "Ллойде" относится к 1688 г., предположительная дата основания - 1734г. В настоящее время это крупнейший страховщик с международной репутацией.

ЛЮФТ
Зазор между частями машины, какого-либо устройства.

МАНОМЕТР
Прибор для измерений давления жидкостей и газов.

МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР
Устройство для очистки масла от загрязняющих его механических частиц, смол и других примесей. М. ф. устанавливаются в системах смазки двигателей внутреннего сгорания. Различают несколько типов М. ф.: пластинчато-щелевые, со сменным бумажным патроном, центробежные и другие. В системах смазки двигателей наибольшее распространение получили центробежные М. ф. Загрязнённое масло под давлением поступает в полость ротора такого М. ф., через фильтрующую сетку подводится к жиклёрам и выбрасывается из них с большой скоростью. Вытекающие струи масла создают реактивную тягу, которая заставляет ротор вращаться. При давлении масла 0,25-0,3 Мн/м3 (2,5-3 кгс/см3) частота вращения ротора достигает 5000-6000 об/мин. Под действием центробежной силы тяжёлые частицы, засоряющие масло, отбрасываются к периферии и оседают на стенках ротора. Очищенное масло стекает в маслоприёмник (напр., картер двигателя).

МИЛЯ И КИЛОМЕТР
При переводе метрических мер в английские и наоборот следует принимать милю равной 1,609344 километра, а километр - 0,62137 мили.

МОМЕНТ ЗАТЯЖКИ
Можно определить непосредственно в кгс·см с помощью динамометрического ключа с диапазоном измерения до 147 Н·см (15 кгс·см).

НЕДОСТАТОЧНАЯ ВИДИМОСТЬ
Видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
Утрата трудоспособности или смерть водителя или пассажиров в результате дорожно-транспортного происшествия и других событий, от которых застраховано транспортное средство.

ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ
Ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

ОПАСНЫЙ ГРУЗ
Вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

ОСЬ
Деталь машин и механизмов для поддержания вращающихся частей, не передающая полезного крутящего момента; бывают вращающиеся и неподвижные.

ПАЛЕЦ
Звено кривошипного механизма в виде шипа, смещенного относительно оси вращения. П. шарнирно соединяется с ползуном (шатуном).

ПАССАЖИР
Лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

ПАУШАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Один из видов страхованияю Единая страховая сумма на все места в салоне автомобиля, при которой страховые выплаты за каждое застрахованное место производятся исходя из процентов, утвержденных правилами страхования.

ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ
Отношение угловых скоростей звеньев механизма (ведущего и ведомого). П. о. ряда последовательно соединенных передач равно произведению их П. о.

ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ
Система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним (с учетом своих финансовых возможностей) передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания сбалансированного страхового портфеля.

ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА
Зубчатая передача, имеющая колеса с перемещающимися геометрическими осями (сателлиты), которые обкатываются вокруг центрального колеса. Имеет малые габариты и массу. Используется в грузоподъемных машинах, станках, счетно- решающих устройствах и т. д.

ПОДВЕСКА
Транспортных машин, система механизмов и деталей соединения опорных элементов (колёс, катков, лыж) с корпусом машины, предназначенная для снижения динамических нагрузок и обеспечения равномерного распределения их на опорные элементы при движении, служащая также для повышения тяговых качеств машины. Автомобильная П. по конструкции бывает зависимой и независимой. В зависимой П. жёсткая балка (передняя ось, картер заднего моста) связывает упругие элементы с колёсами. В независимой П. имеется специальный направляющий аппарат (качающиеся рычаги, стойки) для каждого упругого элемента, связывающего подвешенную часть автомобиля с колесом. Поэтому правое и левое колёса одной оси имеют самостоятельные вертикальные перемещения. П. может быть рессорной, пружинной, торсионной, пневматической. Рессоры обычно применяются в зависимой П. грузовых автомобилей, а также в задней П. некоторых легковых. Упругие элементы в виде пружин и торсионов используются в независимой передней П. легковых автомобилей.

ПОДШИПНИК
Опора для цапфы вала или вращающейся оси. Различают П. качения (внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены тела качения шарики или ролики) и скольжения (напр., втулка-вкладыш, вставленная в корпус машины).

ПОЛИС
Документ, удостоверяющий заключение договора страхования на определенных условиях. Полис служит юридическим доказательством наличия договора страхования и может быть предъявлен в суд в случае необходимости.

ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ
Любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

ПОЛУОСЬ
Вал ведущего моста транспортных, сельскохозяйственных и других машин, передающий вращение от дифференциала на ведущее колесо.

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ
Простейшее устройство для защиты электрических цепей и потребителей электрической энергии от перегрузок и токов короткого замыкания. П. состоит из одной или нескольких плавких вставок, изолирующего корпуса и выводов для присоединения плавкой вставки к электрической цепи. Некоторые П. наполняют кварцевым песком для лучшего охлаждения плавкой вставки и гашения дуги; иногда П. имеют индикаторы срабатывания. Плоские вставки имеют зауженные участки, которые расплавляются в первую очередь. П. включается последовательно в электрическую цепь и при расплавлении вставки размыкает её.

ПРЕИМУЩЕСТВО (ПРИОРИТЕТ)
Право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

ПРИЦЕП
Транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ
Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

ПРОТЕКТОР
Толстый слой резины на наружной части пневматической шины с канавками и выступами, увеличивающими сцепление шины с поверхностью дороги.

РАБОЧИЙ ОБЪЁМ ДВИГАТЕЛЯ
Объем, образуемый в цилиндре (или цилиндрах) двигателя между крайними верхним и нижним положениями поршня или поршней. Этот объем выражается в кубических сантиметрах, и при его расчете число "пи" принимается равным 3,1416.

РАДИАТОР
Двигателей внутреннего сгорания, устройство для отвода тепла от жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя. Р. состоит из сердцевины (охлаждающей части), верхней и нижней коробок (бачков) с патрубками. Трубчато-пластинчатую сердцевину выполняют в виде нескольких рядов латунных трубок овальной формы, расположенных в шахматном порядке; к трубкам припаяны ребра охлаждения; трубчато-ленточную сердцевину составляют из одного ряда плоских латунных трубок с припаянными к ним пластинами. В верхней коробке находится заливная горловина с герметически закрывающейся пробкой, имеющей впускной и выпускной клапаны. В нижней коробке расположен кран для слива охлаждающей жидкости.

РАЗВАЛ КОЛЕС
Наклон управляемых колес автомобиля наружу на угол до 2° от вертикали для компенсации отклонения колес внутрь при устранении зазоров во втулках шкворней и подшипниках ступиц. Р. к. облегчает их поворот и разгружает внешние подшипники колес.

РАЗРЕШЕННАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ МАССА
Масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ
Прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрического тока высокого напряжения к свечам зажигания.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ
Имеет кулачки, которые при вращении вала взаимодействуют с толкателями и обеспечивают выполнение машиной (двигателем) операций (процессов) по заданному циклу.

РЕГРЕСС
Право страховщика на предъявление к стороне, виновной в наступлении страхового случая, претензии с целью получения возмещения убытка, понесенного в связи с выплатой страхового возмещения.

РЕДУКТОР
Зубчатая (в т. ч. червячная) или гидравлическая передача, предназначенная для изменения угловых скоростей и вращающих моментов.

РЕЛЕ
Устройство для автоматической коммутации электрических цепей по сигналу извне; состоит из релейного элемента (с двумя состояниями устойчивого равновесия) и группы электрических контактов, которые замыкаются (или размыкаются) при изменении состояния релейного элемента. Различают Р. тепловые, механические, электрические, оптические, акустические. Р. используются в системах автоматического управления, контроля, сигнализации, защиты, коммутации и т. д.

РИСК СТРАХОВОЙ
Вероятностное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование (личное, имущественное, страхование ответственности).

САЛЬНИК
Сальниковое уплотнение, уплотнение, применяемое в соединениях машин с целью герметизации зазоров между вращающимися и неподвижными деталями; осуществляется манжетами, воротниками и другими деталями, надеваемыми на вал, или различными набивками (асбестовые, асбестопроволочные, резинотканевые и др.), закладываемыми в выточки или углубления (также называемые обычно С.) крышек, корпусов и т. п. деталей.

СТРАХОВАНИЕ (СУЩНОСТЬ)
Замкнутая раскладка возможного ущерба между заинтересованными физическими и юридическими лицами.

СТРАХОВАТЕЛЬ
Сторона в договоре страхования, страхующая свой имущественный интерес или интерес третьей стороны. По договору страхования на страхователе лежит обязанность уплаты страхового взноса страховщику за принятые на себя обязательства возместить страхователю убыток при наступлении страхового случая.

СТРАХОВАЯ ВЫПЛАТА
Сумма, выплачиваемая страховщиком страхователю в возмещение убытков, вызванных наступлением страхового случая, предусмотренного договором страхования.

СТРАХОВАЯ СУММА
Объявленная страхователем при заключении договора денежная сумма, на которую страхователь страхует свой интерес. Страховая сумма не должна превышать страховой стоимости объекта страхования.

СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ
Сумма выплаты в покрытие ущерба при имущественном страховании и страховании гражданской ответственности страхователя за материальный ущерб перед третьими лицами. Страховое возмещение может быть равно или меньше страховой суммы, исходя из конкретных обстоятельств страхового случая и условий договора страхования (например, наличие франшизы).

СТРАХОВОЕ ПОКРЫТИЕ
Перечень рисков, от которых защищает договор страхования.

СТРАХОВОЕ СОБЫТИЕ
Потенциально возможное причинение ущерба объекту страхования на случай которого заключен договор страхования.

СТРАХОВОЙ АГЕНТ
Нештатный работник страховой организации, который от имени и по поручению страховщика заключает договоры страхования.

СТРАХОВОЙ БРОКЕР
Юридическое или физическое лицо, выступающее посредником между страхователем и страховщиком. Брокер является представителем страхователя и должен найти ему компанию, которая должна быть финансово устойчивой и обеспечить оптимальные условия страхования по объему ответственности и размеру ставок.

СТРАХОВОЙ ВЗНОС (СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ)
Плата страхователя за страхование, которую он обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом. Иначе говоря, это плата за страховую услугу. В международной практике страховой взнос называется еще страховой премией или страховым платежом.

СТРАХОВОЙ ПОЛИС (ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ)
Соглашение (юридическая сделка) между страховщиком и страхователем, регулирующее их взаимные обязательства в соответствии с условиями данного вида страхования.

СТРАХОВОЙ ПОРТФЕЛЬ
Совокупность страховых взносов (платежей, премий), принятых данной страховой компанией, или число заключенных и оплаченных договоров.

СТРАХОВОЙ РИСК
Опасности и случайности, вследствие возможного наступления которых, страховщик берет на себя обязательства выплатить пострадавшей стороне страховое возмещение.

СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ
Фактически произошедшее страховое событие, в связи с негативными или иными оговоренными последствиями которого наступает обязанность страховщика выплатить страховое возмещение или страховую сумму.

СТРАХОВОЙ ТАРИФ
Нормированный по отношению к страховой сумме размер страховых платежей. По экономическому содержанию это цена страхового риска. Определяется в абсолютном денежном выражении или в процентах от страховой суммы.

СТРАХОВОЙ УЩЕРБ
Стоимость полностью погибшего или обесцененной части поврежденного имущества по страховой оценке. Исходя из подсчитанной суммы страхового ущерба определяют величину страхового возмещения, подлежащего выплате. При этом во внимание принимаются условия, на которых был заключен договор страхования. Сумма страхового ущерба равна сумме страхового возмещения. Процедурой определения страхового ущерба занимается страховщик или назначенный по его поручению доверенный эксперт (аджастер). При этом во внимание принимаются условия, на которых был заключен договор страхования. Изучается страховая сумма, исходя из которой исчисляют страховое возмещение.

СТРАХОВЩИК
Организация (юридическое лицо), производящая страхование, принимающая на себя за определенное вознаграждение обязательство возместить страхователю или другому лицу, в пользу которого заключено страхование, убытки или выплатить страховую сумму, возникшие в результате наступления страхового случая, обусловленных в договоре. В Российской Федерации страховщиками в настоящее время выступают акционерные страховые компании. В международной страховой практике для обозначения страховщика также используется термин андеррайтер. Страховщик вступает в конкретные отношения со страхователем. В своих действиях, формируя эти отношения, он руководствуется имеющимися у страхователя и в обществе в целом страховыми интересами.

СТУПИЦА
Центральная, обычно утолщенная часть колеса, маховика и т. п. деталей. Имеет отверстие для оси или вала, соединена с ободом колеса спицами или диском.

СЦЕПЛЕНИЕ
Сцепная муфта, механизм транспортных машин для передачи крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. С. обеспечивает кратковременное разъединение вала двигателя и вала трансмиссии, безударное переключение передач и плавное трогание машины с места. В зависимости от числа ведомых дисков различают одно-, двух- и многодисковые С. Устанавливаемые в автомобилях С. обычно представляют собой одно- или двухдисковую муфту, диски которой сжаты пружинами. Для обеспечения мягкости включения С. и уменьшения крутильных колебаний трансмиссии между фрикционными накладками дисков часто устанавливают плоские пружины, а крепление дисков к их ступицам производят через упругую муфту с витыми пружинами и т. п.

ТАХОМЕТР
Прибор для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя.

ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК
Промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

ТЕРМОСТАТ
Прибор для поддержания постоянства температуры. В интервале температур от -60 до 500 °С применяют жидкостные Т. (теплоизолированные сосуды с жидкостью, в которой находятся нагреватель и терморегулятор): спиртовой (от -60 до +10 °С), водяной (10-95 °С), масляный (100-300 °С), солевой (300-500 °С); в области от 300 до 1200 °С электрической печи.

ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ
Расстояние, проходимое транспортным средством от момента привода в действие тормозного устройства до полной остановки. Полный Т. п. включает в себя также расстояние, проходимое за время от момента восприятия водителем (машинистом) необходимости торможения до приведения в действие органов управления тормозами. Длина Т. п. пропорциональна квадрату скорости движения, быстроте срабатывания тормозов, нагрузке, приходящейся на затормаживаемые колёса, коэффициенту сцепления колёс с дорогой, а также зависит от реакции водителя. На длину Т. п. автомобилей большое влияние оказывает состояние протектора шин и дорожного покрытия.

ТРАМБЛЕР
Прерыватель-распределитель зажигания, прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрического тока высокого напряжения к свечам зажигания.

ТРАНСМИССИЯ
Устройство или система для передачи вращения от двигателя к рабочим машинам (станкам, мельницам, дробилкам и др.). Т. называют также всю совокупность передач в тракторах, автомобилях и других самоходных машинах.

ТЯГА
Часть машины или сооружения, подверженные растягивающим нагрузкам. Обычно стержень круглого или прямоугольного сечения, а также уголкового, таврового или другого профиля.

УГЛОВАЯ СКОРОСТЬ
Векторная величина, характеризующая быстроту вращения твердого тела.

УГОН хищение транспортного средства
Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездные изъятия и/или обращение транспортного средства в пользу виновно или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

УСТУПИТЬ ДОРОГУ (НЕ СОЗДАВАТЬ ПОМЕХ)
Требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

УЩЕРБ
Гибель или повреждение транспортного средства, либо его отдельных частей, деталей, узлов, агрегатов, а также дополнительного оборудования в результате дорожно-транспортного происшествия; противоправных действий третьих лиц (за исключением хищения и угона транспортного средства); пожара, взрыва; аварии инженерных коммуникаций на месте стоянки; просадки грунта, провала дорог или мостов, обвала тоннелей; стихийных бедствий; удара молнии; падения на транспортное средство каких-либо инородных предметов, в том числе снега, льда; боя стекол транспортного средства, стекол внешних световых приборов в результате попадания какого-либо предмета в процессе дорожного движения.

ФЛАНЕЦ
Соединительная часть труб, резервуаров, валов и др., выполняемая, как правило, заодно с основной деталью; обычно плоское кольцо или диск с отверстиями под болты или шпильки. Обеспечивает герметичность или (и) прочность соединения.

ЦАПФА
Опорная часть оси или вала. Ц. на конце называют шипом, а в середине - шейкой.

ШАРНИР
Подвижное соединение деталей, конструкций, допускающее вращение только вокруг общей оси или точки.

ШАССИ
Шасси автомобиля это совокупность механизмов, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам, для передвижения автомобиля и управления им.

ШЕСТЕРНЯ
Меньшее колесо сопряженной пары зубчатых колес.

ШИНА
Пневматическая, резиновая или резинотканевая оболочка с протектором, надеваемая на обод колеса автомобиля и других колесных машин; обеспечивает сцепление колес с дорогой, смягчает удары и толчки. Различают камерные и бескамерные Ш.

ШТИФТ
Цилиндрический или конический стержень для неподвижного соединения деталей, часто в строго определённом положении, а также для передачи относительно небольших нагрузок. Для постановки Ш. детали соединяются и закрепляются. Затем в них просверливается и развёртывается отверстие, куда и вставляется Ш. Конический Ш., в отличие от цилиндрического, может использоваться многократно без уменьшения точности расположения деталей.

ШТОК
Обычно цилиндрический стержень (сплошной или полый) для соединения поршня с ползуном, напр. в паровой машине, поршневом насосе.

ШТУЦЕР
Деталь трубопровода или его соединительного узла, представляющая собой втулку, один из концов которой имеет внутреннюю или наружную резьбу для крепления к различным ёмкостям или трубопроводам. Форма другого конца Ш. зависит от способа присоединения к последующим деталям. Ш. называют также отрезок трубы небольшого диаметра (10-20 мм) для выпуска.

ЭКОНОМАЙЗЕР
Приспособление в карбюраторе для обогащения горючей смеси при полном открытии дроссельной заслонки или положениях, близких к этому.

FAQ


Share