Приёмы вождения - Приемы безконфликтного вождения в потоке - Что делать, если обогнать не успеваешь и ...?

Источник

RallyFan Logo

Приёмы вождения - Приемы безконфликтного вождения в потоке
Что делать, если обогнать не успеваешь и ...?

Здравствуйте коллеги! Суббота выдалась ужасной. Люди забыли , что такое дождь и скользкая трасса и начали вылетать с дороги как горох. В их числе чуть и я не оказался.

Итак, история. Дорога - две полосы. (Красновидово) Впереди запорожец - 40-60кмч. Я следом догоняю 120кмч. Метров 250 - поворот-не очень крутой. Резко полил (снова) дождь. Иду на обгон сходу. В момент, когда полкорпуса авто поравнялись с обгоняемым, вижу Гольф , из-за поворота, идущего 100-120 кмч. Он мне дальним моргает.

Чувствую, не успеваю, т.к. дистанция катастрофически уменьшается. На запорожец краем глаза :) гляжу. Думаю, что делать. Давлю тормоз, не выключая передачи. Колеса в юз (Москвич 41), двигатель глохнет, машину тянет в кювет. Бросаю тормоз, в право уйти еще не могу, запорожец так и идет почти рядом, чуть в переди. Гольф - метров 30. (тоже на юз колеса, но не выносит) Еще раз торомоз, руль вправо.

Разворачивает 45 гр. к оси дороги и несет на гольф.(метров 5 несло) Отпускаю торомоз, рывок в право, и я за запором, метр до бампера.

Уйти в право не мог. Запор. В кювет не хотелось. Обогнать - явно уже не успевал, подсознательно просчитав скорость Гольфа.

Ответ Eulex'a:

Я по-моему уже писал о том, что делать при обгоне на узких дорогах, но готов повториться, так как это мероприятие дает большинство лобовых столкновений и похоронных процессий... Актуальная тема. Эл, Misha и иже с ними справедливо заметили - оружие всегда заряжено, поэтому при обгоне даже на пустой дороге надо все делать в ожидании встречного... Поэтому, несколько основных правил.

  1. Обгонять в "закрытых" поворотах, на подъемах и т.д. вообще-то крайне нежелательно, даже если ты настолько уверен в динамике (а не в скорости!) своей машины, что упади встречный с воздуха - ты успеешь уйти на свою полосу: навстречу из-за поворота может не телега с лошадью выехать, а скажем Евгений на BMW Alpina с педалью газа, продавленной до асфальта...

  2. Разница скоростей с обгоняемым должна быть максимально возможной, а нахождение на встречной - минимально необходимым по времени. Кто-то спрашивал про "переставку", называемую на умном языке "скоростным обгоном" - хороший прием, выполняемый с хода. Другое дело, что им надо владеть... Ни в коем случае нельзя устраивать гонки асфальтоукладчиков - один - 40, другой - 41.

    До 140 км/час всегда стоит включить пониженную (4-ю,3-ю передачу) - до перестроения обратно в свой ряд машина всегда должна находиться в динамике. Разгонять машину надо и до начала самого обгона и во время. Особенно это касается обгона, когда он происходит не "с хода", а в случае, когда из-за встречных приходится долго тащиться за медленной машиной, а затем, практически выныривать на встречную (отпустить ее и разогнаться не дадут задние) - тут уж однозначно - нижнюю, газ в пол.

  3. В положении "не успеваю" самое худшее решение - торможение (если конечно вы еще не находитесь сзади обгоняемой машины). Начал - иди до конца, начал - метаться - только усугубил положение. "Успею - не успею - успею, нет не успею" - залог тихой музыки. Умейте принимать решение. Далеко не все обгоняемые - отморозки, которые непременно воткнут третью и будут вас держать навстречной до лобового контакта. Кроме того, у обгоняемого нервы тоже есть и он тоже смотрит, что происходит на дороге и ему совсем не светит попасть в ваш со встречным территориальный спор. Поэтому подавляющее большинство обгонямых водителей в такой ситуации будут тормозить чтобы дать вам возможность уйти, а многие даже уходить правее.

    Если вы начнете тормозить с ним вместе... Повторяю - начал обгон - заканчивай, отламывай зеркала, обдирай бока, но не тормози!

  4. Если вы попали в положение "неизбежно" - уходите от лобового удара - куда угодно - лучше на обочину, в левый кювет, хуже - в бок обгоняемому, хоть на Луну - только не в лоб! Сумма скоростей, сумма людей в двух машинах... Это, кстати, справедливо и когда кто-то выскакивает вам в лоб. И попав на обочину (это тоже ниже обсуждалось)- опять же не тормозите до стабилизации машины, а при первой возможности попытайтесь вернуться на асфальт.

Вот в общих чертах и все.

Дополнение от Eulex'a:

Я написал ответ сюда, потому что у нескольких человек возникли сомнения относительно ухода на левую обочину (или даже в левый кювет), когда деваться уже некуда.. Честно говоря - это действительно выглядит парадоксально. Но во-первых, речь идет о положении, когда обгоняете вы, следовательно уйти на правую обочину просто некуда - там едет машина, которую Вы так и не успели обогнать. Если это легковая машина - ее еще можно "подвинуть", а если грузовик?

Во-вторых, когда существует положение "неизбежно" о плавном съезде на обочину речь уже не идет - это положение возникает, когда правый не подвинулся, а встречный и не думает (или не может) уходить вправо. Вам остается уже только резко и быстро убираться влево и сумеете вы потом попасть на обочину еще очень большой вопрос, но в любом случае это будет "не в лоб", а в худшем случае - в бок, причем не в водительский (правда, если вы не один от этого не легче...)

При таком резком маневре встречный вряд ли успеет переместиться и встретить ваш передний бампер на обочине...

И потом, в этом положении вопрос о сохранении машины уже не стоит, здесь надо спасаться самому и попытаться спасти как можно больше других...

В целом не претендую на абсолютную истину и желаю всем обгонять и, вообще ездить, поаккуратнее.

Дополнение от Eulex'a:

Позволю себе огласить ответы на некоторые FAQ по обгонам и обочинам.

Из-за встречного автомобиля внезапно появляется обгоняющий, и явно не успевает ни закончить обгон, ни вернуться обратно. Можно ли использовать обочину? Как её использовать? Можно ли использовать левую обочину?

Несколько замечаний общего характера

  1. Что касается "внезапности". Это источник абсолютного большинства ДТП. Бороться с "внезапностью" можно только одним способом, а именно - предположить её. Это означает буквально следующее: если Вы видите встречный Икарус, или фуру, или что-либо аналогичных габаритов, за которыми видимость - ноль, нужно ожидать "внезапного" появления обгоняющего В ЛЮБОЙ МОМЕНТ. На первый взгляд, такой подход приведёт к излишнему напряжению и быстрой утомляемости. Вовсе нет. Не нужно, судорожно сжимая руль, напряжённо всматриваться в фуру, ежесекундно ожидая "камикадзе". Речь идёт лишь о том, чтобы НЕПРЕРЫВНО КОНТРОЛИРОВАТЬ источник опасности, не отвлекаясь на прикуривание или переставление кассеты. При этом вполне достаточно "фонового", ненапряжённого контроля, важно не потерять драгоценные доли секунды между реальным появлением "камикадзе" и те моментом, когда Вы его увидели. Даже на скоростях чуть за сотню каждая потерянная секунда - это 60 метров для манёвра.
  2. Обочина. Два принципиальных момента.
    • контролировать обочину очень полезно ВСЕГДА, т.е. в любой момент времени желательно знать ответ на вопрос, если Вам немедленно приспичит съехать на обочину, как себя поведёт автомобиль. Если Вы знаете, что Вас ожидает на обочине в случае необходимости, Вы опять же сэкономите время на "размышления", и одновременно устраните ещё один элемент "внезапности".
    • желательно знать о поведении автомобиля на различном грунте хотя бы в общих чертах, причём именно на высокой скорости, и именно при резком переходе на него. Это достигается только одним способом, а именно моделированием ситуации в реальном масштабе времени и скорости. К сожалению, этому моменту не уделяется должного внимания ни в одной специализированной школе повышения водительского мастерства не только в России. Во всяком случае, я не встречал упоминаний в программах школ Великобритании, Германии и Италии (впрочем, там и к собственно "обочинам" несколько другое отношение). Поэтому реально знают о поведении автомобиля в таких ситуациях лишь имеющие раллийный опыт. В противном случае, съезжая на обочину, особенно на мокрую, лучше заранее присмотреть место, где Ваш автомобиль <устроится>.
  3. Наиболее общими рекомендациями для общего случая являются максимально интенсивное снижение скорости на своей полосе, а дальше - по обстоятельствам, безусловно имея в виду использование ПРАВОЙ обочины. Думать о левой обочине водителю без специального опыта вождения я бы не рекомендовал ни при каких обстоятельствах.
  4. Практическое изучение приемов раллийного вождения применительно к <гражданским> условиям, с упором на некоторые характерные моменты (изменение покрытия, <косые> трамплины, приёмы работы с тормозами и т.д.) - это чуть ли не единственный способ научиться ПРАВИЛЬНО реагировать на возникающие проблемы.

И ещё одно небольшое замечание. Решение типа: <Я буду идти на обгон только в случае стопроцентной уверенности, что неожиданностей не будет!> - такое решение, на мой взгляд, не слишком сработает в реальных российских условиях. Между состояниями <бесшабашное авось> и <путаться у всех под ногами> есть неплохой вариант: <разумный риск с готовыми вариантами в случае чего>. Кроме того, небесполезно овладеть некоторыми приёмами обуздания Ваших попутчиков (нетерпеливо <подпирающих> Вас в ожидании своей очереди идти на обгон), с помощью которых можно ЗАСТАВИТЬ их действовать правильно и предсказуемо в соответствии с Вашими планами.

Я в основном являюсь тем самым "попутчиком" которого нужно "обуздать" поэтому опишу свой стить езды по трассе ( именно по трассе, в городе - накатывать бесполезно ).

Речь идёт вовсе не о таких водителях как Вы. Лично мне Ваш стиль езды импонирует, и он реально безопаснее, чем может показаться на первый взгляд. "Обуздывать" иногда приходится водителей, которые "подпирают" в ситуации, которая не имеет разумного продолжения (такие водители сродни тем, что стремятся "обгудеть" учебный автомобиль или явно заглохщий на перекрёстке). Причём в целях их собственной же безопасности. К примеру, если я увижу сзади приближающуюся машину с включёнными фарами, явно готовящуюся меня обгонять, а я ТОЧНО знаю, что впереди опасность, о которой он не может знать, я заблокирую возможность обгона for sure, причём могу для этого имитировать все признаки "странного", "непредсказуемого" и "опасного" водилы...

И наоборот, если я обгоняю на участке с ограниченной видимостью, я НЕ возвращаюсь в свой ряд до тех пор, пока не увижу встречную, чтобы тот, кто обгоняет следом за мной, "видел" дальше, и мог пользоваться глазами впереди идущего, то бишь меня.

Вообще, вдвоём можно ездить значительно быстрее и безопаснее, в том числе и по городу. И когда такие "спарки" стихийно возникают на трассе, при взаимном понимании это здорово "украшает" дорогу, особенно дальнюю...

 

  1. По трассе ВСЕГДА еду с включенным ближнем светом - по крайней мере меня хорошо видно и встречным и попутным.
    Наверное, это разумно, хотя возникает вопрос: если бы Ваша машина была оборудована мигалкой, Вы бы и её включали?...;-) Хотя психологически это работает - "уступчивость" удваивается, как минимум...
  2. на идущего в левом ряде при свободном правом просто интенсивно накатываю, пока не остается дистанция в 1 метр и иду 10-15 сек. затем немного отстаю, и по правому ряду резко обгоняю. Практика показывает что "упертых" 5-7 на 100, остальные уступают, причем я не сбавляю скорость и они успевают спокойно вернуться в свой любимый левый ряд.
    Для себя - это эффективно, однако, малоопытный водитель (по определению, поскольку "висит" в левом при свободном правом), может просто испугаться устрашающего вида приближающегося "Скорпио" и среагировать резко и неадекватно. Лично я стараюсь "не пугать", а использую принцип "серой тени", т.е. стараюсь "проскользнуть" незамеченным, по возможности. "Накатывать" хорошо на тех, кто имеет уравновешенный темперамент, кто не бросится уступать Вам дорогу "любой ценой", и к тому же имеет обыкновение изредка поглядывать в зеркало...;-) но в принципе - весьма грамотно...
  3. На большой скорости ехать безопаснее - меньше время обгона.
    В принципе тоже так считаю (хотя и есть целый ряд оговорок) А вообще, водил Вашего типа люблю и уважаю...;-)

< Пред. страница | Оглавление | След. страница >


Share