Приёмы вождения - Приемы безконфликтного вождения в потоке - Что делать, если обогнать не успеваешь и ...?
Приёмы вождения - Приемы безконфликтного вождения в потоке
Что делать, если обогнать не успеваешь и ...?
Здравствуйте коллеги! Суббота выдалась ужасной. Люди забыли , что такое дождь и скользкая трасса и начали вылетать с дороги как горох. В их числе чуть и я не оказался.
Итак, история. Дорога - две полосы. (Красновидово) Впереди запорожец - 40-60кмч. Я следом догоняю 120кмч. Метров 250 - поворот-не очень крутой. Резко полил (снова) дождь. Иду на обгон сходу. В момент, когда полкорпуса авто поравнялись с обгоняемым, вижу Гольф , из-за поворота, идущего 100-120 кмч. Он мне дальним моргает.
Чувствую, не успеваю, т.к. дистанция катастрофически уменьшается. На запорожец краем глаза :) гляжу. Думаю, что делать. Давлю тормоз, не выключая передачи. Колеса в юз (Москвич 41), двигатель глохнет, машину тянет в кювет. Бросаю тормоз, в право уйти еще не могу, запорожец так и идет почти рядом, чуть в переди. Гольф - метров 30. (тоже на юз колеса, но не выносит) Еще раз торомоз, руль вправо.
Разворачивает 45 гр. к оси дороги и несет на гольф.(метров 5 несло) Отпускаю торомоз, рывок в право, и я за запором, метр до бампера.
Уйти в право не мог. Запор. В кювет не хотелось. Обогнать - явно уже не успевал, подсознательно просчитав скорость Гольфа.
Ответ Eulex'a:
Я по-моему уже писал о том, что делать при обгоне на узких дорогах, но готов повториться, так как это мероприятие дает большинство лобовых столкновений и похоронных процессий... Актуальная тема. Эл, Misha и иже с ними справедливо заметили - оружие всегда заряжено, поэтому при обгоне даже на пустой дороге надо все делать в ожидании встречного... Поэтому, несколько основных правил.
-
Обгонять в "закрытых" поворотах, на подъемах и т.д. вообще-то крайне нежелательно, даже если ты настолько уверен в динамике (а не в скорости!) своей машины, что упади встречный с воздуха - ты успеешь уйти на свою полосу: навстречу из-за поворота может не телега с лошадью выехать, а скажем Евгений на BMW Alpina с педалью газа, продавленной до асфальта...
-
Разница скоростей с обгоняемым должна быть максимально возможной, а нахождение на встречной - минимально необходимым по времени. Кто-то спрашивал про "переставку", называемую на умном языке "скоростным обгоном" - хороший прием, выполняемый с хода. Другое дело, что им надо владеть... Ни в коем случае нельзя устраивать гонки асфальтоукладчиков - один - 40, другой - 41.
До 140 км/час всегда стоит включить пониженную (4-ю,3-ю передачу) - до перестроения обратно в свой ряд машина всегда должна находиться в динамике. Разгонять машину надо и до начала самого обгона и во время. Особенно это касается обгона, когда он происходит не "с хода", а в случае, когда из-за встречных приходится долго тащиться за медленной машиной, а затем, практически выныривать на встречную (отпустить ее и разогнаться не дадут задние) - тут уж однозначно - нижнюю, газ в пол.
-
В положении "не успеваю" самое худшее решение - торможение (если конечно вы еще не находитесь сзади обгоняемой машины). Начал - иди до конца, начал - метаться - только усугубил положение. "Успею - не успею - успею, нет не успею" - залог тихой музыки. Умейте принимать решение. Далеко не все обгоняемые - отморозки, которые непременно воткнут третью и будут вас держать навстречной до лобового контакта. Кроме того, у обгоняемого нервы тоже есть и он тоже смотрит, что происходит на дороге и ему совсем не светит попасть в ваш со встречным территориальный спор. Поэтому подавляющее большинство обгонямых водителей в такой ситуации будут тормозить чтобы дать вам возможность уйти, а многие даже уходить правее.
Если вы начнете тормозить с ним вместе... Повторяю - начал обгон - заканчивай, отламывай зеркала, обдирай бока, но не тормози!
-
Если вы попали в положение "неизбежно" - уходите от лобового удара - куда угодно - лучше на обочину, в левый кювет, хуже - в бок обгоняемому, хоть на Луну - только не в лоб! Сумма скоростей, сумма людей в двух машинах... Это, кстати, справедливо и когда кто-то выскакивает вам в лоб. И попав на обочину (это тоже ниже обсуждалось)- опять же не тормозите до стабилизации машины, а при первой возможности попытайтесь вернуться на асфальт.
Вот в общих чертах и все.
Дополнение от Eulex'a:
Я написал ответ сюда, потому что у нескольких человек возникли сомнения относительно ухода на левую обочину (или даже в левый кювет), когда деваться уже некуда.. Честно говоря - это действительно выглядит парадоксально. Но во-первых, речь идет о положении, когда обгоняете вы, следовательно уйти на правую обочину просто некуда - там едет машина, которую Вы так и не успели обогнать. Если это легковая машина - ее еще можно "подвинуть", а если грузовик?
Во-вторых, когда существует положение "неизбежно" о плавном съезде на обочину речь уже не идет - это положение возникает, когда правый не подвинулся, а встречный и не думает (или не может) уходить вправо. Вам остается уже только резко и быстро убираться влево и сумеете вы потом попасть на обочину еще очень большой вопрос, но в любом случае это будет "не в лоб", а в худшем случае - в бок, причем не в водительский (правда, если вы не один от этого не легче...)
При таком резком маневре встречный вряд ли успеет переместиться и встретить ваш передний бампер на обочине...
И потом, в этом положении вопрос о сохранении машины уже не стоит, здесь надо спасаться самому и попытаться спасти как можно больше других...
В целом не претендую на абсолютную истину и желаю всем обгонять и, вообще ездить, поаккуратнее.
Дополнение от Eulex'a:
Позволю себе огласить ответы на некоторые FAQ по обгонам и обочинам.
Из-за встречного автомобиля внезапно появляется обгоняющий, и явно не успевает ни закончить обгон, ни вернуться обратно. Можно ли использовать обочину? Как её использовать? Можно ли использовать левую обочину?
Несколько замечаний общего характера
- Что касается "внезапности". Это источник абсолютного большинства ДТП. Бороться с "внезапностью" можно только одним способом, а именно - предположить её. Это означает буквально следующее: если Вы видите встречный Икарус, или фуру, или что-либо аналогичных габаритов, за которыми видимость - ноль, нужно ожидать "внезапного" появления обгоняющего В ЛЮБОЙ МОМЕНТ. На первый взгляд, такой подход приведёт к излишнему напряжению и быстрой утомляемости. Вовсе нет. Не нужно, судорожно сжимая руль, напряжённо всматриваться в фуру, ежесекундно ожидая "камикадзе". Речь идёт лишь о том, чтобы НЕПРЕРЫВНО КОНТРОЛИРОВАТЬ источник опасности, не отвлекаясь на прикуривание или переставление кассеты. При этом вполне достаточно "фонового", ненапряжённого контроля, важно не потерять драгоценные доли секунды между реальным появлением "камикадзе" и те моментом, когда Вы его увидели. Даже на скоростях чуть за сотню каждая потерянная секунда - это 60 метров для манёвра.
- Обочина. Два принципиальных момента.
- контролировать обочину очень полезно ВСЕГДА, т.е. в любой момент времени желательно знать ответ на вопрос, если Вам немедленно приспичит съехать на обочину, как себя поведёт автомобиль. Если Вы знаете, что Вас ожидает на обочине в случае необходимости, Вы опять же сэкономите время на "размышления", и одновременно устраните ещё один элемент "внезапности".
- желательно знать о поведении автомобиля на различном грунте хотя бы в общих чертах, причём именно на высокой скорости, и именно при резком переходе на него. Это достигается только одним способом, а именно моделированием ситуации в реальном масштабе времени и скорости. К сожалению, этому моменту не уделяется должного внимания ни в одной специализированной школе повышения водительского мастерства не только в России. Во всяком случае, я не встречал упоминаний в программах школ Великобритании, Германии и Италии (впрочем, там и к собственно "обочинам" несколько другое отношение). Поэтому реально знают о поведении автомобиля в таких ситуациях лишь имеющие раллийный опыт. В противном случае, съезжая на обочину, особенно на мокрую, лучше заранее присмотреть место, где Ваш автомобиль <устроится>.
- Наиболее общими рекомендациями для общего случая являются максимально интенсивное снижение скорости на своей полосе, а дальше - по обстоятельствам, безусловно имея в виду использование ПРАВОЙ обочины. Думать о левой обочине водителю без специального опыта вождения я бы не рекомендовал ни при каких обстоятельствах.
- Практическое изучение приемов раллийного вождения применительно к <гражданским> условиям, с упором на некоторые характерные моменты (изменение покрытия, <косые> трамплины, приёмы работы с тормозами и т.д.) - это чуть ли не единственный способ научиться ПРАВИЛЬНО реагировать на возникающие проблемы.
И ещё одно небольшое замечание. Решение типа: <Я буду идти на обгон только в случае стопроцентной уверенности, что неожиданностей не будет!> - такое решение, на мой взгляд, не слишком сработает в реальных российских условиях. Между состояниями <бесшабашное авось> и <путаться у всех под ногами> есть неплохой вариант: <разумный риск с готовыми вариантами в случае чего>. Кроме того, небесполезно овладеть некоторыми приёмами обуздания Ваших попутчиков (нетерпеливо <подпирающих> Вас в ожидании своей очереди идти на обгон), с помощью которых можно ЗАСТАВИТЬ их действовать правильно и предсказуемо в соответствии с Вашими планами.
Я в основном являюсь тем самым "попутчиком" которого нужно "обуздать" поэтому опишу свой стить езды по трассе ( именно по трассе, в городе - накатывать бесполезно ).
Речь идёт вовсе не о таких водителях как Вы. Лично мне Ваш стиль езды импонирует, и он реально безопаснее, чем может показаться на первый взгляд. "Обуздывать" иногда приходится водителей, которые "подпирают" в ситуации, которая не имеет разумного продолжения (такие водители сродни тем, что стремятся "обгудеть" учебный автомобиль или явно заглохщий на перекрёстке). Причём в целях их собственной же безопасности. К примеру, если я увижу сзади приближающуюся машину с включёнными фарами, явно готовящуюся меня обгонять, а я ТОЧНО знаю, что впереди опасность, о которой он не может знать, я заблокирую возможность обгона for sure, причём могу для этого имитировать все признаки "странного", "непредсказуемого" и "опасного" водилы...
И наоборот, если я обгоняю на участке с ограниченной видимостью, я НЕ возвращаюсь в свой ряд до тех пор, пока не увижу встречную, чтобы тот, кто обгоняет следом за мной, "видел" дальше, и мог пользоваться глазами впереди идущего, то бишь меня.
Вообще, вдвоём можно ездить значительно быстрее и безопаснее, в том числе и по городу. И когда такие "спарки" стихийно возникают на трассе, при взаимном понимании это здорово "украшает" дорогу, особенно дальнюю...
- По трассе ВСЕГДА еду с включенным ближнем светом - по крайней мере меня хорошо видно и встречным и попутным.
Наверное, это разумно, хотя возникает вопрос: если бы Ваша машина была оборудована мигалкой, Вы бы и её включали?...;-) Хотя психологически это работает - "уступчивость" удваивается, как минимум... - на идущего в левом ряде при свободном правом просто интенсивно накатываю, пока не остается дистанция в 1 метр и иду 10-15 сек. затем немного отстаю, и по правому ряду резко обгоняю. Практика показывает что "упертых" 5-7 на 100, остальные уступают, причем я не сбавляю скорость и они успевают спокойно вернуться в свой любимый левый ряд.
Для себя - это эффективно, однако, малоопытный водитель (по определению, поскольку "висит" в левом при свободном правом), может просто испугаться устрашающего вида приближающегося "Скорпио" и среагировать резко и неадекватно. Лично я стараюсь "не пугать", а использую принцип "серой тени", т.е. стараюсь "проскользнуть" незамеченным, по возможности. "Накатывать" хорошо на тех, кто имеет уравновешенный темперамент, кто не бросится уступать Вам дорогу "любой ценой", и к тому же имеет обыкновение изредка поглядывать в зеркало...;-) но в принципе - весьма грамотно... - На большой скорости ехать безопаснее - меньше время обгона.
В принципе тоже так считаю (хотя и есть целый ряд оговорок) А вообще, водил Вашего типа люблю и уважаю...;-)