Задачи методики тренажерной контраварийной подготовки

Э.С. Цыганков: Скоростное руление в критических ситуациях

Задачи методики тренажерной контраварийной подготовки

Начальным этапом контраварийной подготовки является овладение рациональной техникой управления рулевым колесом (техникой руления). Специальные упражнения, подразделяемые на подготовительные, основные, дополнительные, имитационные (контраварийные) и контрольные, изучаются и совершенствуются на тренажере (специальном устройстве или автомобиле с вывешенной передней осью). Упражнения направлены на овладение двигательными навыками управления рулевым колесом. Главная задача - освоить приемы скоростного руления одной и двумя руками. Этот вид руления применяется для компенсации допущенных водителем ошибок за счет быстрого вращения РК.

Неопытный водитель часто обладает поздней реакцией на занос, его приемы руления нерациональны. Поэтому чем ниже квалификация и опыт водителя, тем более высокими показателями скоростного руления он должен обладать, чтобы стабилизировать с помощью руления автомобиль при временной потере устойчивости и управляемости. На занос малой амплитуды (при разгоне и экстренном торможении) водитель реагирует импульсным скоростным рулением без смены рук, на критический занос - круговым рулением одной или двумя руками. Резкий занос гасится действиями одной руки, ритмический занос (при экстренном объезде препятствия, уходе от столкновения, серии резких маневров) - только скоростными действиями двух рук. Таким образом, круг педагогических задач тренажерной подготовки очень широк и многогранен. Тренажерная подготовка дает возможность освоить рациональные способы управления рулевым колесом, изучить основные элементы руления, последовательность взаимосвязанных движений руками. Водители учатся наиболее эффективно использовать силу мышц, избегать непроизводительных действий, сокращать время их выполнения. Наиболее важные моменты в этом процессе - овладение техникой скоростного руления на боковом секторе РК и быстрых корректирующих действий, техникой руления одной рукой с обеспечением динамического контакта руки с ободом РК на всей траектории (перекат).

Эти приемы выявлены у лучших водителей и автоспортсменов. Они направлены на стабилизацию автомобиля в критических ситуациях дорожного движения. Освоение приемов позволяет повысить скорость руления опытным водителям со стажем работы более 5 лет на 10 -15%, молодым водителям со стажем работы менее 3 лет до 40%.

Важным условием являются координационные способности водителя и его физическая подготовка.

Упражнения контраварийной подготовки позволяют сформировать базовые навыки безопасного управления автомобилем, которые во многом определяют надежность водителя в критических дорожно-транспортных ситуациях.

< Пред. страница | Оглавление | След. страница >


Share