Дополнительные упражнения

Э.С. Цыганков: Скоростное руление в критических ситуациях

Дополнительные упражнения

(9) Круг одной рукой, выравнивание другой

Задача: совершенствование техники комбинированного руления одной рукой.

Содержание упражнения 9 (рис. 13)

Рис. 13. Круг одной рукой с выравниванием

Рис. 13. Круг одной рукой с выравниванием

ИП - хват правой рукой в положении "12"; 1 - поворот РК правой рукой вправо до положения "4"; 2 - перехват через тыльную сторону кисти в положение "8"; 3 - захват обода РК закрытым хватом в положении "8"; 4 - доворот правой рукой вправо в положение "12", смена рук; 5 - выравнивание (возврат) РК левой рукой влево до положения "8"; 6 - перекат через тыльную сторону кисти в положение "4"; 7 - захват обода РК закрытым хватом в положении ."4"; 8 - "доворот" левой рукой влево до положения
"12" (ИП).

Дозировка: 80 -100 повторений циклами по 6 - 8 раз с интервалами для отдыха 15 - 20 с.

Методические указания

Упражнение имитирует реальные условия стабилизации автомобиля при ритмическом заносе на скользкой дороге. Смена рук при скоростном рулении вызвана необходимостью компенсации заноса одноименной рукой, т. е. заноса вправо - правой рукой, заноса влево - левой.

Водитель вращает РК одной рукой на 360° с . перекатом через тыльную сторону кисти, в положении "12" происходит смена рук, и выравнивание в ИП выполняется другой рукой. Техника смены рук должна исключить остановку вращения РК, т. е. между поворотом и выравниванием не должно быть паузы. Для быстрой смены направления вращения РК водитель заранее подготавливается: поднимает руку из ИП на бедре к рулевому колесу, осуществляет скользящий хват в положении "12", закрывает хват в момент соприкосновения двух рук. Закрытие хвата является сигналом к выравниванию.

Типичные ошибки:

  • фиксируемая остановка РК для смены направления руления; руление открытым хватом;
  • ИП для руки, подключающейся к рулению, в зоне над РК.

(10) Круг двумя руками, выравнивание одной рукой

Задача: совершенствование техники комбинированного руления.

Содержание упражнения 10 (рис. 14)

Рис. 14. Круг двумя руками с выравниванием

Рис. 14. Круг двумя руками с выравниванием

ИП - руки удерживают РК в положении "10-2"; 1 - поворот РК двумя руками влево в положение "8 -12"; 2 - поворот обода правой рукой до положения "8", левая перехватывает его в положении "12"; 3 - поворот обода левой рукой до положения "8",
правая перехватывает его в положении "12"; 4 - правая рука переносится на рычаг КП, левая поворачивает рулевое колесо вправо до положения "4"; 5 - перекат левой рукой в положении "8"; б - "доворот" левой рукой до положения "12".

Дозировка: число повторений зависит от координационных способностей обучаемого.

Методические указания

Упражнение предназначено для повышения скорости руления в заключительной фазе стабилизации автомобиля при критическом заносе, а так- же для переключения передачи по ходу маневра.

Завершая вращение РК на 360° двумя руками, водитель переходит к ускоренному рулению одной рукой. Упражнение включает два способа руления: двумя руками с перекрестными перехватами на боковом секторе РК и одной рукой с перекатом через тыльную сторону кисти. Методику выполнения см. в упражнениях б-9.

Как и в упражнении 9, смена приемов руления может вызвать у обучаемых излишнюю скованность. Чтобы избежать этого, необходимо: начинать упражнение на невысокой скорости; осваивать координацию переключения скорости руления (двумя руками - медленно, одной - быстро); основное внимание уделять переходу от руления двумя руками - к рулению одной; избегать равномерного руления, для чего использовать рывковый способ.

Типичные ошибки:

  • те же, что и в упражнениях 6-9;
  • сбой (задержка во второй фазе) во время смены способа руления;
  • проскальзывание тыльной стороны кисти по ободу РК в момент переката.

(11) Круг одной рукой, доворот двумя руками

Задача: изучить технику комбинированного скоростного руления одной-двумя руками.

Содержание упражнения 11 (рис. 15)

Рис. 15. Круг с доворотом

Рис. 15. Круг с доворотом

ИП - хват левой рукой в положении "12"; 1 - поворот левой рукой вправо до положения "4"; 2 - перекат через тыльную сторону кисти и захват РК в положении "8"; 3 - поворот обода левой рукой вправо до положения "12"; 4 - доворот левой рукой до положения "4", правая рука захватывает обод в положении "12"; 5 - поворот обода правой рукой до положения "4", левая перехватывает его в положении "12".

Дозировка: три занятия по 5 циклов из 10 -15 повторений с интервалами для отдыха 15 - 20 с.

Методические указания

Прием применяется как способ стабилизации автомобиля при прохождении поворота на скользкой дороге в управляемом заносе. Круг одной рукой (вращение РК на 360°) выполняется быстрее, нежели двумя из-за меньшего числа перехватов. Для вращения на 360° одной рукой требуется один перехват (перекат) в нижнем секторе РК, для вращения двумя руками - два перехвата на боковом секторе РК, поэтому в критической ситуации, связанной с вращением автомобиля, выполняется вначале круг одной рукой, а затем к рулению подключается другая рука, чтобы точнее воспроизвести необходимый угол поворота колес.

Техника выполнения упражнения изложена в упражнениях 6-9. Вторая рука подключается в положении "2" ("10") без остановки или снижения скорости руления. Чтобы повысить заинтересованность обучаемых в выполнении упражнения, необходимо объяснить реальное применение этого способа руления в критических ситуациях движения. Доворот двумя руками предназначен для стабилизации автомобиля в заносе или других ситуациях, когда первыми действиями не удалось вернуть автомобилю поперечную устойчивость. Педагогическая за- дача - освоить двухскоростную координацию: быстро - очень быстро. Завершенный круг одной рукой является сигналом для скоростного руления двумя руками.

Типичные ошибки:

  • те же, что и в упражнениях 6-9;
  • равномерное руление;
  • нечеткое подключение руки в завершающей фазе руления;
  • сужение зоны хвата при рулении двумя руками.

< Пред. страница | Оглавление | След. страница >


Share