Практические рекомендации по технике и тактике скоростного руления

Э.С. Цыганков: Скоростное руление в критических ситуациях

Практические рекомендации по технике и тактике скоростного руления

Рекомендации включают в себя опережающие действия, предназначенные для предотвращения возникновения критических ситуаций, и собственно контраварийные, направленные на стабилизацию автомобиля при потере устойчивости и управляемости. В сочетании с тренажерной контраварийной подготовкой эти рекомендации позволят вам повысить собственную безопасность и обеспечить надежность и уверенность. Все предлагаемые действия систематизированы при наблюдениях за лучшими российскими и зарубежными автогонщиками в острой соревновательной борьбе.

Опережающие действия

Ваша посадка должна обеспечить распределение веса тела на сидении, на РК приходится лишь вес рук. Не опирайтесь на него и не тяните на себя. Этим вы существенно затормозите скоростные действия.
Постарайтесь всегда держать обе руки в верхнем секторе РК, снимая одну руку только для дополнительных действий: переключения передач, включения света и др. Это поможет вам на 25 - 30% повысить безопасность в критических ситуациях.
Удерживайте РК закрытым хватом. Основное усилие должно обеспечиваться 4-м и 5-м пальцами за счет прижатия обода к ладони.
Вы намного повысите "чувство управляемости", если будете удерживать РК выпрямленными руками. Так вы получите больше информации от дороги и сможете приложить к РК минимальное или максимальное усилие, включив в управление мощные мышцы плеча и спины.
Если вы вынуждены снять одну руку с РК, то увеличьте силу хвата другой руки, чтобы сохранить постоянную управляемость автомобиля. Приучите себя компенсировать уменьшение усилия одной руки за счет увеличения усилия другой руки и у вас будет меньше шансов попасть врасплох из-за удара передним колесом о препятствие и избежать вывиха большого пальца при этом ударе.
Поворачивать обод РК желательно двумя руками с основным усилием той руки, в сторону которой выполняется поворот. Такая координация оправдана тем, что основное усилие падает на сильные мышцы-сгибатели, которые тянут РК вниз - к себе.
Управлять автомобилем при движении задним ходом лучше одной левой рукой, используя прием "перекат через тыльную сторону кисти" в нижнем секторе рулевого колеса, чтобы сохранить управляемость автомобиля. Это даст вам возможность развернуться на сидении вправо и вдвое увеличить зону обзора.
Помните, что поворот и выравнивание РК - тесно связанные операции руления. Не делайте между ними длительной паузы, чтобы не попасть в критическую ситуацию, требующую предельной скорости вращения. Поворачивая РК, вы не только вводите автомобиль в поворот, но и перераспределяете его вес на боковые колеса. Выравнивание позволяет вернуть автомобилю потерянную устойчивость.
Не пользуйтесь способом вращения РК в нижнем секторе, передавая руль из руки в руку. Такое руление малоэффективно и потенциально опасно. При прохождении поворота руки должны оказаться на боковом секторе рулевого колеса: при повороте направо - левая рука в точке 12, правая в точке 4; при повороте налево - левая рука в точке 8, правая в точке 12. Так легче сопротивляться самовыравниванию автомобиля и быть готовым к любым экстремальным маневрам на дуге поворота.
Чтобы точно отреагировать на рысканье автомобиля, можно либо приложить дополнительное усилие к РК той рукой, в сторону которой нужно выполнить мини-поворот, либо уменьшить воздействие другой руки за счет напряжения мышц плеча. Второй способ предпочтительнее, так как требует меньшего усилия и позволяет совершить тонкую коррекцию траектории. Если требуется действие с большей амплитудой, то можно сочетать оба способа последовательно либо одновременно.
Если вам необходимо повернуть РК на угол более 120°, то завершите тягу в точке 4 или 8 (по аналогии с циферблатом часов) и перенесите хват в верхний сектор для продолжения вращения. Боковая тяга в нижнем секторе не оправдана, так как выполняется "слабыми" мышцами, а расположение рук в нижнем секторе таит в себе большую опасность из-за того, что их готовность к экстренным действиям минимальна.
Скрещение рук в верхнем или нижнем секторе РК -всегда грубая ошибка, так как вы сами блокируете экстренные действия той руки, которая оказалась на ободе снизу (ближе к центру рулевого колеса).
Если при повороте РК одна из рук уже достигла точки 4 или 8, а маневр не завершен, то следующие действия (доворот) вы можете совершать той рукой, которая оказалась в точке 12. Руку, закончившую тягу, нужно перевести в верхний сектор РК для подстраховки и участия в дальнейшем довороте на еще больший угол.
Не отпускайте РК после поворота для самовыравнивания. Это будет вам дорого стоить, так как неуправляемое вращение приведет к ритмическому заносу задней оси автомобиля. Если все же такой прием вошел у вас в привычку и вы не можете от него отказаться, то задерживайте вращение обода скользящим хватом на боковом секторе РК. Кисть вашей руки может точно дозировать скорость его выравнивания.
Если вы проехали вперед и хотите быстро вернуться задним ходом, то на переднеприводном автомобиле удерживайте РК жестким хватом, иначе автомобиль может неожиданно развернуться на 180°, а заодно и наехать на бордюр тротуара.
Если одним действием двух рук вы не смогли достичь необходимого угла поворота колес, то переходите на поочередное вращение РК на боковом его секторе. Как только рука достигнет точки 4 (8), переносите ее в точку 12 и повторяйте активное действие ею.
Завершив крутой поворот или разворот автомобиля, выравнивайте его одной рукой либо двумя руками активными тормозящими действиями, исключающими проскальзывание РК или его самовыравнивание. Такие действия повысят безопасность в заключительной фазе маневра и помогут экстренно среагировать на возможный занос.
Перед крутым поворотом или разворотом автомобиля можно усилить захват РК рукой, в сторону которой предполагается выполнить поворот, сместив хват скольжением по ободу РК. Прием "предварительный захват" позволит выполнить поворот одним движением руки без перехвата.
Двигаясь в колее, мягко прижимайте автомобиль к любому ее краю. Этим вы сможете избежать его рысканья, выбрасывания и вращения в случае грубой ошибки в управлении.
При необходимости включить понижающую передачу на дуге поворота надо от руления двумя руками перейти к рулению одной (левой) рукой. Не является ошибкой руление в нижнем секторе, если вы владеете приемом "перекат", позволяющим перейти от хвата сверху к хвату снизу без потери контакта с РК.
При импульсном торможении для экстренного снижения скорости на скользкой дороге (прерывистый или ступенчатый способ) не забывайте при каждом цикле растормаживания чуть-чуть восстановить устойчивость автомобиля с помощью РК, иначе автомобиль может развернуть на 180°.
Если у вас одна рука явно слабее другой, то при круговом скоростном или силовом рулении используйте в основном сильную руку, а более слабую руку применяйте как вспомогательную.
Преодолевая лужу на высокой скорости, застопорите РК. До этого желательно направить автомобиль по прямой, чтобы на выходе из лужи не возник критический занос.

Опережающие действия

На занос малой амплитуды реагируйте рывком двух рук без перехватов с основным усилием той руки, в сторону которой выполняется поворот.
Стабилизировать автомобиль в глубоком заносе можно приемом руления из двух элементов: поворотом рывком двух рук на угол 60° с "подкрутом" одной рукой на 120°.
  Если вы выполнили скоростной объезд препятствия (маневр вправо-влево или наоборот), будьте готовы к глубокому заносу, который должен (!) возникнуть после раскачивания автомобиля.
Когда ваш автомобиль во вращении преодолел фазу критического заноса, выключите сцепление и резко(!) поверните РК до упора в сторону заноса. Этим приемом можно выровнять его для продолжения прямолинейного движения.
Руление как реакцию на глубокий занос переднеприводного автомобиля можно заме- нить быстрым выключением-включением сцепления. Но не забывайте вслед за этим увеличить подачу топлива.
  Избежать удара колесом об открытый колодец или глубокую боковую яму вам поможет резкий огибающий маневр в сторону препятствия. Выполняется он после загрузки колес силовым рулением двух рук без перехвата.
  Если вы попали в критическую ситуацию на повороте и во время стабилизации автомобиля двигатель потерял мощность, то переходите к рулению левой рукой. Правой рукой попытайтесь включить понижающую передачу, не дожидаясь, пока автомобиль попадет на обочину.
Если вам не удается избежать скользящего бокового удара передним колесом переднеприводного автомобиля с реечным рулевым механизмом о бордюр тротуара, то приготовьтесь к удару! Разведите локти в стороны, напрягите одновременно мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели(бицепсы, трицепсы, дельтовидные, мышцы спины), застопорите РК! То же нужно предпринять при повреждении передней покрышки. Сила удара по рукам будет очень значительна, и если вы не успеете приготовиться, то в лучшем случае получите травму руки, а в худшем окажетесь на крыше своего автомобиля.
  Чтобы получить интенсивный вращательный импульс для скоростного разворота на уз- кой дороге или для экстренного торможения боковым скольжением, выполните вначале контрсмещение автомобиля. Мягким дозированным рулением двумя руками с амплитудой 15 - 60° уведите автомобиль в сторону, противоположную повороту (развороту), а затем выполняйте основной маневр. Два следующих друг за другом противоположно направленных маневра приводят к явлению "динамический хлыст", необходимому во многих ситуациях.
  Реагируя с опозданием на критический занос автомобиля, попробуйте первый оборот РК сделать одной (левой) рукой, а затем, если не отпала необходимость, перейти к рулению двумя руками. Руление одной рукой вначале предпочтительно, так как предполагает меньше перехватов и позволяет освободить правую руку для включения понижающей пере- дачи. Переход к рулению двумя руками необходим, чтобы более точно повернуть передние колеса для стабилизации автомобиля.
Чтобы вернуть управляемость переднеприводному автомобилю в заносе после того, как вы прекратили дросселирование и повернули РК в сторону заноса, тотчас (!) выровняйте руль и дайте тягу на ведущие колеса.
Доворачивать РК переднеприводного автомобиля в критической ситуации до упора - дело проигрышное: управляемость автомобиля снижается. Ситуация с повернутыми до упора колесами часто становится очень тревожной, так как в этом случае ни торможение, ни дросселирование вам не помогут. Определите для себя те углы поворота РК, увеличение которых приведет к потере управляемости.
Когда исчерпаны все возможности для торможения в критической ситуации, а автомобиль на большой скорости уходит с дороги, то ... можно применить контактное торможение о внешние препятствия, чтобы остановиться. Косые удары мягкими частями передних крыльев могут следовать друг за другом до полной остановки автомобиля. Силовое рывковое руление может помочь уменьшить последствия ДТП, если прекратить торможение. Если же вы попытаетесь тормозить и маневрировать одновременно, то спрямите траекторию и исключите возможность выбора.

< Пред. страница | Оглавление | След. страница >


Share