Без правил. Социальный эксперимент.

ТНК и водители: Законы дороги. Сборник негласных правил дорожного движения

Без правил. Социальный эксперимент.

Смогут ли улицы существовать без правил? Семь европейских городов провели эксперимент — и результаты оказались на удивление хорошими!

"Мы отрицаем любую форму закона", — так когда-то утверждал русский аристократ и "отец анархизма" Михаил Бакунин. Царь выслал его за это в Сибирь. Но, похоже, сейчас его идеи оценили по достоинству.

Новая модель

Организаторы дорожного движения в Европе мечтают об улицах, свободных от правил и директив. Им хотелось бы, чтобы общение водителей и пешеходов было дружеским, свободным и "человеческим" и состояло из дружеских жестов, кивков и "зрительного контакта"; без угроз и запретов, ограничений и предупреждающих знаков.

Семь европейских городов и регионов приняли участие в интересном эксперименте — полной отмене знаков дорожного движения. В их числе: Эджби (Дания), Ипсвитч (Англия), бельгийский городок Остэнде. В Маккинге, голландской провинции, утопия уже стала реальностью: на дорожном знаке при въезде в город (1000 жителей) вы сможете прочитать "Verkeersbordvrij" — свободен от дорожных знаков. Машины неспешно тарахтят по старинной гранитной брусчатке; нигде нет ни знаков, указывающих направление, ни знаков, предписывающих остановиться. Отсутствуют также и ограничения по парковке, да и вообще какая-либо разметка на дорогах.

В тисках указателей

"Среди множества правил теряется одна важная вещь — способность принимать решения. Мы теряем способность быть социально ответственными, — считает голландский трафик-гуру Ханс Мондерман, один из отцов-основателей проекта, — Чем больше указаний мы получаем, тем меньше наша готовность быть ответственными за свои действия".

Можно утверждать, что слова Мондермана не лишены здравого смысла. В Германии существует 648 дорожных знаков. Небольшие городки переполнены разноцветными металлическими табличками с разнообразными указаниями: здесь не паркуйтесь, там будьте внимательны, чтобы не наехать на оленя, убедитесь в том, что вы пристёгнуты. В лесу плотность знаков ещё больше. В общем, по всей Германии расставлено около 20-ти миллионов знаков. Психологи уже давно говорят о бессмысленности такого огромного количества указаний. Около 70% дорожных знаков водители попросту игнорируют. Даже больше — запреты дразнят водителей, словно маленьких детей, и единственный ощутимый эффект — ещё большая тяга к нарушениям. Водитель может остановиться перед пешеходным переходом, но это только побуждает его не пропускать пешеходов в других случаях. Каждый светофор подмигивает жёлтым, предлагая поднажать на газ и проскочить-таки перекрёсток.

Небезопасное безопасно

Результат — водители задыхаются в тесном корсете из разнообразных указаний, и у них вырабатывается так называемое "туннельное" зрение. Водители постоянно находятся в поиске личной выгоды, а хорошие манеры давно отправили через выхлопную трубу. Новая модель организации дорожного движения апеллирует к вере в то, что единственный способ разорвать этот порочный круг — дать водителям больше свободы. Это, в свою очередь, должно стимулировать их способность отвечать за свои поступки. Новая модель дорожного движения — это современные водители и пешеходы, которые вместе передвигаются по городу в одном разноцветном и мирном потоке.

Это может звучать как хаос, но это только урок, которому учит нас психология дороги — водители давят на газ только в ситуации, когда их окружают чёткие указания. Когда ситуация неопределенна, водителям приходится быть более сознательными и осторожными.

< Пред. страница | Оглавление | След. страница >


Share