АВМ: Первым делом – габариты, ну а скорости оставте на потом.

Источник

Автоакадемия Водительского Мастерства (Журнал "АВТОЦЕНТР", №17-18, 08.05.01г.)

Первым делом – габариты, ну а скорости оставте на потом.

Сев за руль автомобиля впервые, нужно, как говорят, «прочувствовать» его габариты – от этого напрямую зависит его сохранность при дальнейшей эксплуатации.

Залогом успеха в освоении элементов маневрирования является знание габаритных параметров автомобиля – начиная от ширины и заканчивая дорожным просветом. Водитель автомобиля должен не просто знать его габариты – их нужно чувствовать, тогда и при маневрировании в местах с ограниченным пространством легче избежать трудностей или ощущения дискомфорта.

Знание размеров своего автомобиля – не менее важное условие в управлении, чем, к примеру, умение правильно тормозить на скользком покрытии. К сожалению, нередко приходится констатировать, что водители, которые достаточно хорошо освоили многие премудрости управления автомобилем и имеют устойчивые, закрепленные практикой навыки вождения, не совсем уютно чувствуют себя в ситуациях, где главную роль играют габаритные параметры.

Вот яркий пример, который еще раз подтверждает справедливость знаменитого призыва дедушки Ленина – учиться, учиться и еще раз учиться. Совсем недавно один мой знакомый, управляющий автомобилем уже два года и общающийся с ним, что называется, на ты, попал в аварию, которой можно было избежать, знай он хорошо его габариты.

Он двигался на своем Opel Kadett в среднем ряду по оживленному столичному проспекту, который к тому же имел посередине большой бетонный отбойник, разделяющий встречные потоки транспорта, со скоростью около 60-70 км/ч. Вдруг впереди идущая «Таврия» резко «нырнула» в левый ряд и перед нашим героем возникло неожиданное препятствие: дорожники, ремонтируя проезжую часть, разрыли огромную яму в среднем ряду и, не успев закончить работу, ушли, поставив на небольшом деревянном щите знак «Дорожные работы». Возникла проблема выбора – повторить маневр «Таврии» и проскочить в узкий проезд между бетонным отбойником и деревянным щитом или постараться затормозить, чтобы остановиться перед знаком. Он-то успел это сделать, а вот едущий сзади водитель использовал для остановки багажник и бампер Opel Kadett. Повторюсь, если бы знакомый не побоялся опасного соседства с бетонным отбойником и рискнул проскочить за «Таврией» (места там вполне хватало) – неприятностей можно было избежать.

Поэтому каждый водитель для уверенной и безопасной езды обязательно должен научиться хорошо чувствовать габаритные параметры своего автомобиля. Для этого существует целый комплекс специальных упражнений, которые нужно отработать.

Ширина машины.

Чтобы научиться чувствовать габариты автомобиля, не обязательно тренироваться в гараже или в арках домов, рискуя «разукрасить» борта машины. Достаточно на небольшой площадке, где нет движения транспорта, установить направляющие стойки (для этого можно использовать наполненные водой пластиковые бутылки, вставив в них деревянные палки). Стойки нужно выставить значительно шире габаритов автомобиля и, отъехав задним ходом, въезжать в такие «ворота» на разной скорости. Как только вы почувствуете, что это упражнение для вас уже не составляет труда, постепенно сужайте направляющие стойки, пока между «воротами» и крайними точками боковых зеркал будет расстояние не более 10 – 15 см. Если вы при этом сможете проскочить между направляющими стойками на скорости 30-40 км/ч, – считайте, что это упражнение вы полностью усвоили.

Смещение крайних точек авто в повороте.

Помните, что во время поворота задняя ось смещается в сторону поворота, что особенно характерно для длиннобазных автомобилей. Еще больше смещаются крайние габариты. И чем дальше они находятся по отношению к несущей оси, тем больше запаса нужно оставлять при маневрировании.

Главная задача подобных упражнений – выработать способность правильно выставить автомобиль перед началом маневра – угол и положение продольной оси машины должны позволять маневр наружу поворота, который компенсирует вынос крайних точек (габаритов). Умение правильно рассчитать смещение крайних точек автомобиля поможет, к примеру, при заезде в гараж избежать наезда на стойки его ворот.

Для тренировки нужно поставить на дороге две направляющие стойки или картонные коробки, расстояние между ними должно составлять около 2,10 – 2,50 м. Свой автомобиль нужно расположить перпендикулярно заезду в воображаемый гараж, с боковым интервалом в 2,5 м от «ворот». Сначала можно отработать въезд в «гараж» с поворотом налево, а потом – направо. В процессе совершенствования своих навыков нужно уменьшать боковой интервал между направляющими стойками и размещением вашего автомобиля перед началом заезда в «гараж».

В итоге вы самостоятельно сможете правильно выставлять автомобиль (учитывая его габариты) перед началом выполнения маневра и максимально возможный боковой интервал между машиной и гаражом для последующего безопасного заезда в него.

Большую роль при практическом освоении подобного тренинга играют индивидуальные способности: хорошо развитое чувство координации и способность к геометрическому расчету.

Ширина колеи.

Большинство водителей не в состоянии не только правильно просчитать ширину колеи или колеса при проезде препятствия, например, вдоль трамвайных рельсов, но и неправильно выбирают угол и положение продольной оси при преодолении таковых. Ощущение ширины колеи автомобиля также очень важно при заезде на эстакаду, на яму, проезде широкой выбоины и т. п.

Для освоения этого параметра автомобиля можно потренироваться таким образом. На площадке положить две доски таким образом, чтобы расстояние между ними превышало ширину шины вашего авто с каждой стороны на 5 см. Упражнение состоит в том, чтобы стараться под разным углом проехать между досками сначала колесами левого борта автомобиля, а затем – правого. Когда вы научитесь правильно и без наездов на препятствие выполнять этот маневр, уменьшите расстояние между досками. Упражнение можно считать успешно освоенным, когда вы без проблем будете проезжать колесами между досок, а при этом расстояние между ними и колесом составит 2,5 см с каждой стороны.

Дорожный просвет.

Похожа и проблема соотношения дорожного просвета и препятствия на дороге. «Чайник» очень легко может посадить свой «эсминец» на дорожную мину – выступающий на проезжей части люк или горб. Научиться соотносить клиренс своего автомобиля с препятствием безопаснее всего, установив на дороге небольшую пластиковую бутылку, предварительно соизмерив ее высоту с самой низкой точкой машины. Нужно четко определить высоту препятствия, которое может преодолевать ваш автомобиль, впоследствии это поможет вам безошибочно соотносить клиренс автомобиля со всеми выпуклостями на дороге.

< Пред. страница | Оглавление |След. страница >


Share