Приёмы вождения - Критическая ситуация... - Преодоление ступеньки

Источник

RallyFan Logo

Приёмы вождения - Критическая ситуация...
Преодоление ступеньки

Уважаемый Питон 08 в конфе зубил написал про Цыганковское упражнение "преодоление ступеньки разгрузкой тормозами". Просветите, плз, о чем речь? Я тоже хочу уметь так делать :о))

Ответ Эл'a:

Речь идёт о том, что если перед Вами - ступенька (например, дорожные строители злорадно оставили прямоугольный переход от старого покрытия к новому, и с любопытством наблюдают за Вашими действиями из-за бетонных перпендикуляропипедов), то, для того, чтобы разочаровать их, желательно применить следующий комплект действий:

  1. Мгновенно оценить, насколько высока ступенька и стОит ли вообще обращать на неё внимание. Если, зараза, высоковата, то придётся перейти к п.2;
  2. Начинать торможение (предварительно неплохо бы скосить хотя бы один глаз в зеркало заднего вида), наращивая интенсивность торможения по мере приближения к ступеньке до максимальной.
  3. За время t=Х до удара резко отпустить тормоз на мгновение, и снова коротко ударить по нему.

По официальной версии, время Х - это время, за которое пружины вернут "клюнувший" при торможении передок в его нормальное, нулевое положение, а то и выше (в зависимости от качества передних амортизаторов), и уменьшат нагрузку при ударе о ступеньку. Это примерно 0.3-0.5 сек. Не слишком понятно? Когда Вы томозили, нагрузка на переднюю ось увеличилась, когда отпустили тормоз - уменьшилась, надо лишь "поймать" верхнюю точку "раскачки", и "совместить" её с моментом касания ступеньки. (по моей версии - это время значительно короче, об этом - ниже). Повторный удар по педали тормоза служит для разгрузки задней оси.

К сожалению, в таком виде этот приём малоэффективен, если передние амортизаторы у Вашей машины в порядке. Впрочем, на М-412 и ГАЗ-24 - всегда эффективен.

Поскольку у меня с амортизаторами, увы, проблем нет, мне приходится:

  1. Тормозить;
  2. Изменять траекторию (желательно не слишком "вываливаясь" из своего ряда) таким образом, чтобы попасть на ступеньку под углом не 90, а 70-75 градусов.
  3. Отпускать тормоз перед ступенькой и т.д..

Для того, чтобы сильнее разгрузить передок, я торможу левой ногой при полностью утопленной педали газа. Механика - проста: общеизвестно, что при разгоне передок приподнимается, а при торможении - наоборот. Суть в том, чтобы "уловить" и использовать продольные колебания (то бишь "килевую качку").

Вообще-то я ещё и рулём "подрабатываю", но, ей Богу, проще было бы показать, чем вот так "описывать"; при попытке перечитать написанное в отчаяньи махнул рукой и пошёл курить... ...ах, да, по моей версии, гораздо эффективнее использовать не "килевую качку", а упругость резины; соответственно, время Х - на порядок меньше...

Да, так вот, наиболее эффективным приёмом преодоления ступеньки всё-таки явлется наезд на неё под углом в 70 градусов с небольшой разгрузкой рулём того колеса, которое первым коснётся ступеньки. Мотивировка: когда первое колесо (ай-да терминология!...;-)) ударяется о ступеньку, оно "подтягивает" за собой второе через стабилизатор поперечной устойчивости, и он (стабилизатор) очень активно "сглаживает" удар. Лёгкое дозированное движение руля в сторону "первого" колеса способствует более равномерному распределению нагрузок от удара.

Сказанное отнюдь не исключает, а лишь дополняет "килевую раскачку"...

Можно ли их проходить на высокой скорости? Если судить по корпусу машины, то ее трясет очень мало. Но как с подвеской!?

Чем выше скорость, тем меньше вреда для подвески. Колесо попросту не успевает опуститься в вырез. Т.е. поговорка "Больше газу - меньше ям" - вовсе не хохма...;-) Кстати, именно поэтому рассказы типа: "Я влетел в открытый канализационный люк на скорости 120 км/ч..." - чистой воды выдумка... во всяком случае, то, что обычно следует за таким вступлением...

Уточню, что речь идёт о вырезе в асфальте, т.е отсутствует перепад высот бортов ямы.

Всё сказанное относится именно к ступенькам прямоугольной формы, а равно и ж/д переездам.

"Лежачий полисмен" вообще проезжается просто медленно и чуть наискость... кстати, именно наискось его и кладут там, где понимают...;-)

Впрочем, если скорость чуть выше, чем надо, и есть вероятность отрыва передних колёс от асфальта, притормаживание в верхней точке помогает этого избежать...

Читал я правильные книжки, в т.ч. и Цыганкова. Понравился мне там метод разгрузки подвески с одной (любой) стороны. Ну, обычное дело - при достаточно резком повороте разгружается подвеска с внутренней стороны. Но иногда требуется ненадолго приподнять колёса на 5-10 см над препятствием. Чтобы их не потерять. Вот никак мне это не удаётся. Разгружать могу, оторвать от дороги не могу. Т.к. всё время боюсь "ушей". Ещё вот думаю, что при этом должен сработать дифференциал и двигатель "взревёт", так? Как найти эту тонкую грань между кратковременным отрывом колёс от дороги и полноценными "ушами"? Только путём многократных повторений, или есть фирменные секреты?
Заранее благодарен.

Начну с того, что приём сам по себе очень эффективен, но применять его нужно осторожно. Дело в том, что если Вы хотите приподнять внутренние колёса на 5-10 см, это наводит на рызмышления о том, что это - не просто выбоина в асфальте, а выбоина с положительной (т.е. в плюс) ступенькой. Иначе достаточно "ноль" см и "ноль" нагрузки (в идеале). Разница очень существенная, поскольку даже небольшая ступенька "в плюс", или маленькая кочка под разгруженным боком резко увеличивает вероятность "ушей". Но вернёмся к существу вопроса.

Следует сразу отметить, что термин "разгрузка" применяется, как правило и в первую очередь, для ПЕРЕДНЕГО колеса, которое, во первых, сложнее подвешено, чем заднее, более уязвимо, и к тому же присоединено к рулевому управлению, что вкупе с предыдущими доводами ставит его на порядок выше заднего, в смысле возложенной на него ответственности. Существенный момент по устройству подвески: большинство автомобилей оснащено передним стабилизатором поперечной устойчивости. Он играет, пожалуй, главную роль в процессе "разгрузки".

Теперь рассмотрим процесс "разгрузки". При повороте руля внутренние колёса разгружаются, но неодинаково. Упомянутый стабилизатор поперечной устойчивости, работая как торсион, дополнительно стремится приподнять внутреннее переднее колесо, в то время как сзади, ввиду отсутствия стабилизатора, этот эффект отсутствует. Таким образом, при "разгрузке" в идеале вес распределяется по колёсам в следующей пропорции (цифры условные): левое переднее (ЛП) - 0%, ЛЗ - 15%, ПЗ - 30%, ПП - 55%.

Если "разгружать" более активно, перераспределение будет, например, таким: ЛП - 0%, ЛЗ - 5%, ПЗ - 35%, ПП - 60%. Всё ещё три колеса имеют контакт с дорогой. Но даже и вариант, когда заднее колесо тоже полностью "разгружено", не есть "переходная точка к "ушам"" - ещё есть контролируемый запас.

Таким образом, "грань", о которой Вы спрашиваете, весьма растянута, при условии, подчёркиваю, отсутствия "подкидывающих" неровностей на траектории внутренних колёс. Тренироваться на дорогах общего пользования - очень не рекомендую. При кажущейся простоте приёма, он должен иметь подготовительную фазу (контрсмещение) и завершающую (возврат к прежней траектории), каждая из которых требует отточенной техники, поскольку все описанные действия должны производиться в границах одной полосы, а это непросто. Я организовывал тренировки в три этапа. Размечал полосу, в рамках которой должно происходить маневрирование, и пробивал в асфальте поперечные канавки глубиной 50 мм, оставляя непробитой перемычку для "загруженных" колёс. Дно канавок посыпалось песком для контроля касания.

1 этап: ширина полосы 4.5 м, одна канавка шириной 300 мм, одна перемычка 500 мм;

2 этап: полоса 3.8 м, 2 канавки по 400 мм через 20 м, перемычки по 400 мм, "удобно" расположенные под разные колёса;

3 этап: полоса 3.2 м, 4 канавки по 500-800 мм, через 10-15 м, перемычки по 300 мм, "неудобно" расположенные;

Контроль - специально найденный участок дороги с беспорядочно расположенными глубокими выбоинами разного размера, с ходу, на скорости 110 км/ч. 8-10 "перекладок" веса. Автомобиль оснащался сдвоенным стабилизатором поперечной устойчивости или более мощным. Ещё раз настоятельно прошу: будьте осторожны! Даже (точнее, особенно!) на сухом асфальте - сцепление с дорогой может пропасть неожиданно, а "поймать" его непросто, времени мало отпущено...

И ещё. Совсем необязательно "искать грань". Если Вы умеете "снимать" половину веса, этого более чем достаточно с практической тоски зрения.

Собрался было сказать, что разгружаемое колесо получает очень неприятную поперечную составляющую удара, о подключении тормозов к разгрузке рулём, и еще много интересного (на мой взгляд) по теме, однако подумал, что информацию лучше поставлять более связно и последовательно, чем это получается в конфе... кроме того, пора мне учиться отвечать на вопросы кратко..;-)

Отправлено: Эл, 17 Августа 1998 в 18:58:01

Дополнение... (сигаретой навеяло...;-)

Да, так вот, наиболее эффективным приёмом преодоления ступеньки всё-таки явлется наезд на неё под углом в 70 градусов с небольшой разгрузкой рулём того колеса, которое первым коснётся ступеньки. Мотивировка: когда первое колесо (ай-да терминология!...;-)) ударяется о ступеньку, оно "подтягивает" за собой второе через стабилизатор поперечной устойчивости, и он (стабилизатор) очень активно "сглаживает" удар. Лёгкое дозированное движение руля в сторону "первого" колеса способствует более равномерному распределению нагрузок от удара.

Сказанное отнюдь не исключает, а лишь дополняет "килевую раскачку"...

< Пред. страница | Оглавление | След. страница >


Share