АВМ: На "крючке".

Источник

Автоакадемия Водительского Мастерства (Журнал "АВТОЦЕНТР", №9, 19.02.02г.)

На "крючке".

Буксировка - процесс нелегкий, как для автомобилей, так и для их водителей.

Чаще всего необходимость в буксировке возникает по причине поломки автомобиля, хотя нередко приходится вытягивать машину "засевшую" в грязи, песке, снегу и прочей дорожной ловушке. В этой статье мы поговорим об особенностях буксировки неисправных легковых транспортных средств.

Итак, для начала - что нужно знать? Главными условия для качественной буксировки являются согласованность, синхронность и плавность действий.

Как известно автомобили могут иметь механическую или автоматическую коробку передач. Первая существенно не влияет на процесс буксировки, а вторая имеет некоторые нюансы. Прежде чем тянуть машину с "автоматом", внимательно изучите руководство по эксплуатации автомобиля, в котором четко будет указано - каким образом разрешается его буксировать. К примеру, большинство машин нуждаются в частичной погрузке, причем ни в коем случае не стоит буксировать авто, развернутое против направления движения (задним ходом), поскольку таким образом можно вывести из строя АКПП, а некоторые - все же разрешается тянуть обычным образом, но на расстояние протяженностью не более 50 км.

Начало движения и разгон

Непосредственно, перед тем как тронуться с места, буксирующий должен плавно натянуть трос. Начинать движения можно лишь только после этого. В противном случае - минимум, что может произойти - фал может порваться, максимум - нередко буксировочные проушины, оторвавшись со своего крепления, разбивали автомобили буксирующего или буксируемого.

Водитель "тягача" должен ускоряться таким образом, чтобы при переключениях передач КПП ускорение не падало. Это достигается при помощи быстрого и точного переключения. Если буксировка производится на длительные расстояния, водитель "прицепа" может включить высшую ступень передачи, что позволит легче удерживать трос в натянутом состоянии и избежать рывков. Хотя прежде чем тянуть на передаче машину, оборудованную системой распределенного впрыска топлива, загляните в ее руководство по эксплуатации - возможно это запрещено. Кроме того, буксируемому следует занимать на проезжей части такое место, которое обеспечивает ему контроль видимости перед буксирующим. Таким образом, можно избежать неожиданностей.

Торможение

Замедление нужно проводить плавно. Водитель "тягача" должен заранее предупредить буксируемого, о намерении остановиться. Подобным сигналом может служить мигание "стопами". При замедлении буксируемому следует стараться держать трос натянутым, так как при его провисании "прицеп" может наехать на фал, а при последующем продолжении движения может произойти резкий рывок, о последствиях которого мы упоминали выше (оторванные проушины, бампера и т. п.). Но худшим последствием провисания фала, может быть, то, что он может зацепиться за какую либо деталь машины (выхлопную трубу, рулевую тягу и пр.) и при продолжении движения оторвать ее.

В случае если остановиться хочет "прицеп", его водитель может "озвучить" свое желание звуковым сигналом, тем самым, сначала обратив внимание "тягача", а затем - подкрепить его миганием светом фар. Если же не работает аккумулятор - призывом к остановке может служить немного приоткрытая водительская дверь буксируемого или вытянутая вверх левая рука. Хотя о значении подобных сигналов, водители должны договориться перед началом буксировки.

Перекрестки

Если при смене сигнала светофора возникают сомнения в решении проезда перекрестков, то о намерении ехать или тормозить обязан проинформировать буксирующий. По договоренности это может быть звуковой сигнал - в случае готовности продолжить движение, или мигание "стопами" - сигнал к торможению. Обратите внимание, ни в коем случае не нужно лихачить и "проскакивать" перекрестки при включении мигающего зеленого сигнала светофора вместе с буксируемым - это чревато большими неприятностями, вплоть до возникновения ДТП.

Повороты

При поворотах оба водителя должны заблаговременно, точно и однозначно предупреждать остальных о намерении. Нужно быть внимательным при проезде поворотов и пешеходных переходов, особенно в темное время суток, когда пешие участники дорожного движения могут не видеть, что машины движутся на сцепке и не заметить, натянутый между ними фал. Если переход нерегулируемый и движение интенсивное, то вероятность того, что пешеход попытается проскочить между автомобилями, весьма высока.

Спуски и подъемы

На спусках автомобилю, который едет впереди не рекомендуется разгоняться, а вот буксируемый должен удерживать фал в натяжении, немного тормозя "тягача". Если двигатель и КПП "прицепа" не имеют серьезных поломок, при которых эти агрегаты нельзя "крутить", для торможения можно воспользоваться коробкой передач - выбрав и включив нужную передачу в зависимости от скорости движения. В то же время буксируемому также желательно включить передачу повыше (4-ую или 5-ую), также правильно выбрав ее, в зависимости от скорости.

Перед подъемом буксирующей машине желательно взять разгон, для того чтобы ей легче было преодолеть с "грузом" горку. Если во время подъема водитель "тягача" видит, что ему не удастся выехать на заранее выбранной передаче, ему следует быстро и точно переключиться на передачу пониже, для того чтобы не потерять инерцию движения. Ни в коем случае не нужно "мучить" автомобиль, пытаясь "прорваться" на вершину без переключения передач при возникновении такой необходимости. Так как в этом случае идет повышенная нагрузка, а соответственно износ двигателя и трансмиссии буксирующей машины.

Буксировка автомобилей

Помните:

  • Сцепка должна быть абсолютно надежной;
  • расстояние между машинами должно быть в пределах 4-6 м (гибкая сцепка) и не более 4 м - жесткой сцепки;
  • каждый метр буксира (троса, фала и т. п.) должен быть обозначенным сигнальными флажками;
  • зa рулем буксируемого автомобиля обязательно должен находиться водитель;
  • буксирующий автомобиль должен двигаться с включенным ближним светом фар или "противотуманками", а буксируемый - со
    включенной "аварийкой", а если она неисправна - со знаков аварийной остановки, закрепленном на крышке багажника;
  • скорость при буксировке не должна превышать 50 км/ч.

Буксировка запрещается:

  • в гололед на гибкой сцепке;
  • более одного автомобиля или транспортным средством с прицепом;
  • если масса буксируемой машины с неисправной тормозной системой превышает половину массы буксирующего;
  • если общая длина сцепленных транспортных средств превышает 22 м;
  • автомобилей с неисправным рулевым механизмом или тормозами.

Буксировочный "скарб"

Связующим звеном между буксирующим и буксируемым является трос, применение которого непосредственно влияет на процесс буксировки. В основном легковые машины используют мягкую сцепку и перед тем как приобрести буксирный трос, мы вам советуем внимательно осмотреть сцепное устройство вашего автомобиля. Если проушины и буксирные петли имеют какое-либо особенное положение, устройство или размеры подберите сцепку, которая вам подойдет.

Оптимальным вариантом является крепкий мягкий фал, так как стальной трос имеет ряд недостатков. Во первых, от него, как правило, "достается" лакокрасочному покрытию - можно оцарапать краску, во вторых, нужно постоянно поддерживать его натяжение, так как любой провис троса при продолжении движения грозит жестким рывком.

Чем хорош шелковый фал? Прежде всего, он эластичен и имеет возможность вытягиваться, что обеспечивает плавность буксировки. Для новичков это незаменимое подспорье. Кроме того, если фал не имеет специальных замков или карабинов, можно попросту завязать петлю, с гораздо большим количеством вариантов нежели металлический трос. Да и контакт с бампером в любом случае будет более щадящим.

Крепить фал нужно за буксировочные проушины, специально предусмотренные заводом-изготовителем. Однако если их нет, зацепление следует производить только за несущие силовые детали (рама, лонжероны). Обратите внимание, крепить фал за какие либо детали ходовой части или рулевого управления строго запрещается! Поскольку при этом можно нарушить их геометрию, в результате чего, к примеру, могут нарушиться углы установки колес и т.п.

< Пред. страница | Оглавление | След. страница >


Share