АВМ: Учимся скользить.

Источник

Автоакадемия Водительского Мастерства (Журнал "АВТОЦЕНТР", №50, 18.12.01г.)

Учимся скользить.

Снос не занос

Сегодняшняя статья посвящена специфике движения на переднеприводных автомобилях. Самой распространенной ошибкой на снежной дороге является неправильный выбор скорости, особенно при прохождении поворотов. К примеру, вы входите в него со скоростью, которая не соответствует дорожным условиям, поворачиваете руль в сторону поворота, а машина, демонстрируя недостаточную поворачиваемость, "выплывает" наружу поворота. Что же делать в этой ситуации? Самое простое - попытаться ликвидировать снос, несколько раз выжав и отпустив сцепление. Тем самым вы позволите колесам зацепиться за скользкую почву. Более сложный прием, для которого требуется недюжинная выдержка, - это работа сцеплением и рулевым колесом одновременно. Когда вы, повернув руль в сторону поворота, видите, что начался снос, нужно выжать педаль сцепления и вернуть руль в исходное (прямолинейное) положение, а затем включить сцепление и снова повернуть в сторону поворота.

Учтите, все эти манипуляции на руле нужно выполнять быстро и вместе с тем плавно, без рывков, поскольку они могут усугубить скольжение!

Если вы "не вписались" в поворот и автомобиль несет к наружной его границе, ситуацию можно попытаться исправить стояночным тормозом, кратковременно затянув его и затем отпустив. В этом случае заднюю ось занесет, подправив таким образом траекторию прохождения поворота. Хотя в этом случае нужно быть готовым, что вам уже придется бороться с заносом. Подтормаживать "ручником" нужно только с нажатой фиксаторной кнопкой, чтобы в нужный момент его быстро можно было разблокировать! И только после предварительных тренировок.

Эталоном прохождения поворота считается прием предварительной загрузки управляемых колес комбинированным замедлением - с помощью тормозной системы и двигателя. Загрузка управляемых колес должна соответствовать выбранной скорости, крутизне поворота и состоянию дорожного покрытия.

Как победить занос

На переднеприводных машинах бороться с заносом нужно следующим образом. Если он только начинается, его можно "погасить" поворотом руля в сторону заноса. Иногда этого достаточно, но если занос продолжает развиваться, нужно добавить "газу". При этом необходимо быть готовым к возникновению эффекта "хлыста" - момента, когда автомобиль из одной стороны заносит в противоположную. Он появляется, если вы, повернув руль в сторону заноса и при этом добавив "газу", не почувствовали момента, когда нужно вернуть руль в обратную сторону, не дожидаясь, когда боковое скольжение достигнет пика, то есть до начала развития
возвратного движения. В большинстве случаев амплитуда и характер "хлыста" заноса зависят от характеристики подвески и остроты рулевого управления.

Тормозите плавно

Если автомобиль оборудован системой ABS, следует изучить алгоритм ее работы и характер поведения при экстремальном торможении. В любом случае задачей системы является максимальное замедление, которое исключает блокировку колес. При таком замедлении, когда водитель не успевает вовремя остановиться перед препятствием, его можно объехать, ведь система ABS при торможении обеспечивает сохранение курсовой устойчивости.

Добиться этого при отсутствии такой системы в принципе несложно, хотя начинающим водителям нужно будет преодолеть серьезный психологический барьер. Дело в том, что при замедлении нужно исключить блокировку колес, а ведь естественная реакция, когда машина скользит и не останавливается, - еще сильнее давить на тормоз. И в этом кроется главная ошибка. Помните, что на заблокированных колесах машина движется только прямо, независимо от того, в какую сторону они повернуты. На скользком покрытии нужно замедляться только путем применения приемов прерывистого или ступенчатого торможения. Первый из них имитирует работу системы ABS, его желательно применять на гололеде. Суть приема в том, что нужно часто-часто бить по педали тормоза, не давая заблокироваться колесам. Чем чаще будут удары, тем эффективней вы сможете остановиться. Второй прием рекомендуется применять на снегу, когда вы сможете чувствовать замедление. Он заключается в многоступенчатом нажатии на педаль тормоза: нажали - машина замедляется, но как только колеса срываются в скольжение, педаль нужно отпустить, затем снова нажать и отпустить, не давая колесам во время замедления заблокироваться. Что же касается особенностей движения зимой на заднеприводных автомобилях, то об этом мы расскажем в одном из ближайших номеров "Автоцентра".

ВАЖНО

  • Зимой скорость движения должна быть намного ниже, чем летом. Ее нужно выбирать строго в зависимости от дорожных условий.
  • Сбрасывать скорость перед поворотом нужно заблаговременно. Так можно легко предотвратить нежелательные последствия - снос и занос.
    Также заблаговременно нужно замедляться при подъезде к светофорам и перекресткам.
  • Двигаться на спусках нужно только со включенной передачей, ни в коем случае не накатом на "нейтрали".
  • Если состояние машины и особенно шин - плохое, или если нет уверенности в себе, в сильный снегопад лучше не выезжать. По крайней
    мере - в часы пик.
  • Всегда придерживайтесь безопасной дистанции. Подумайте о стоимости едущей впереди машины.
  • В снежную пору года ездить нужно только на зимней резине, так как она обладает хорошими сцепными свойствами на разном покрытии и не "дубеет" на морозе.
  • На переднеприводном автомобиле при торможении на скользком покрытии очень важно не допустить, чтобы двигатель заглох. Дело в том, что на скользкой дороге тормоза легко блокируют ведущие колеса из-за отсутствия наката и мотор останавливается. Тогда не работает гидроусилитель руля, усилитель тормозов и т.п. Выход из ситуации - своевременно выжать педаль сцепления, чтобы передние колеса могли вращаться.
  • Отрабатывать приемы борьбы со сносом и заносом, а также эффективного торможения нужно только на большой и пустынной площадке, где практически отсутствует движение транспорта.

< Пред. страница | Оглавление | След. страница >


Share