АВМ: Ночной драйв.

Источник

Автоакадемия Водительского Мастерства (Журнал "АВТОЦЕНТР", №46, 20.11.01г.)

Ночной драйв.

Движение ночью намного сложнее и опаснее, чем днем и требует от водителя определенных навыков и опыта.

Осень - золотая пора года, однако любоваться этой красотой можно не долго, ведь дни стали заметно короче. Поэтому, решать свои служебные, да и личные вопросы приходится в темное время суток. Однако, прежде чем рассказать об особенностях ночной езды, нужно обязательно упомянуть и о еще одном времени суток - сумерках наиболее. Способность глаз распознать объекты, заметно падает, а фары еще не могут освещать дорогу так, как ночью. При движении в сумерках нужно обязательно включить ближний свет фар, а не габаритные огни, для того чтобы обозначить автомобиль на трассе, особенно, если ваша машина темного цвета. Ведь согласно статистике аварийности автомобили ярких цветов значительно реже попадают в ДТП, чем темные. При движении в сумерках включение света фар позволяет другим участникам движения значительно раньше увидеть движущееся транспортное средство и принять решения адекватные данной ситуации (отказаться от выполнения обгона, перехода дороги и т. п.). Во многих европейских странах для повышения безопасности движения даже приняты специальные нормы так называемого "сезонного" пользования световыми приборами - обязательного включения во время движения ближнего света фар в осенне-зимний период. А вот у нас это требование, которое Госавтоинспекция попыталась ввести 2 года назад, к сожалению, так и не прижилось.

На что обратить внимание

Перед началом поездки в темное время суток необходимо:

  • проверить исправность осветительных приборов и стеклоочистителей;
  • вымыть осветительные приборы, стекла и зеркала заднего вида.

При выезде с хорошо освещаемого участка нужно дать глазам в течение 1-2 минут привыкнуть к темноте. Помните, что ночью человек даже с хорошим зрением видит значительно хуже, чем днем. Причем в преклонном возрасте острота ночного зрения ухудшается, поэтому пожилым людям лучше не злоупотреблять поездками в темное время суток.

Безопасность вождения ночью значительно ухудшается, поскольку водитель может видеть и оценить обстановку только в зоне, освещенной светом фар. Из-за этого у него остается меньше времени для оценки ситуации, меньше места для маневра и для исправления ошибок. Главная из них - неверный выбор скорости движения в конкретной дорожной ситуации - плохой участок дороги, неблагоприятные погодные условия,
недостаточная видимость и т.п.). Следует учесть, что скорость движения ночью должна быть такой, чтобы в случае необходимости можно было
остановить автомобиль в пределах видимости, то есть остановочный путь не должен превышать расстояние, освещаемое светом фар. Ближний
свет - 25-30 м, а дальний - 150 м и больше.

В городе

В первую очередь при ночной езде в городе нужно учитывать неправильную реакцию пешеходов на движущиеся автомобили. Многие из пеших участников дорожного движения считают, что водители так же хорошо их видят, как и они автомобиль. Однако это не так, ведь вовремя заметить человека, особенно при встречном разъезде в городском цикле очень сложно. При приближении к пешеходному переходу (особенно нерегулируемому) скорость должна быть такой, чтобы при неожиданном появлении на нем пешехода можно было успеть вовремя остановиться.

Важно помнить и о том, что на наших дорогах не всегда должным образом освещаются участки ремонта. Поэтому нужно внимательно следить за дорожными знаками и при проезде ремонтируемых участков принять все меры к обеспечению безопасности движения. Даже при движении по хорошо знакомому маршруту вас может поджидать неожиданный сюрприз - ремонтники могут разрыть проезжую часть, которая еще недавно была целой.

Обратите внимание, что большую опасность ночью представляют гужевые повозки и велосипедисты, большинство из которых не оборудованных специальными светоотражающими элементами. Особенно это актуально для сельских жителей, поэтому проезжая населенные пункты, следует снизить скорость движения и быть готовым к неожиданному появлению этих участников дорожного движения.

Если же ночью возникла необходимость движения задним ходом, выполнить безопасно этот маневр не так уж просто. Прежде всего это касается водителей фургонов или автомобилей с затонированными стеклами, которые существенно ограничивают видимость. В таких случаях совершенно не лишним будет выйти из машины и проверить дорогу за ней, или же прибегнуть к посторонней помощи.

На трассе

Напомним, что наиболее важным моментом при езде по загородным дорогам, является правильное пользование световыми приборами. Если нет встречных машин, рекомендуется двигаться с включенным дальним светом фар. При приближении встречного авто дальний свет фар рекомендуется переключать на ближний на расстоянии 250 м друг от друга. Если машинам приходится разъезжаться в повороте, первым и гораздо раньше должен переключить дальний свет фар на ближний водитель того транспортного средства, которое находится на внутренней полосе поворота. А при разъездах на спусках и подъемах, первым сделать это должен водитель автомобиля, едущего на спуск.

Перед переключением нужно внимательно рассмотреть правый край дороги впереди - нет ли там ямы, припаркованного автомобиля или другого препятствия. Если водитель встречной машины не переключил свет фар, попросите его об этом, мигнув несколько раз дальним светом. Если же он не выполнил вашей просьбы, не старайтесь отомстить ему, включением дальнего света фар. В этом случае ослепленным будете не только вы, но и встречный водитель, что намного повышает опасность возникновения аварийной ситуации. Хотя следует учесть, что существуют так называемые всесезонные лампочки, имеющие большую мощность, поэтому при слишком ярком свете фар встречного автомобиля нельзя однозначно утверждать, что его водитель едет на дальнем свете. Помните, что при ослеплении нужно, не меняя полосы движения, включить аварийную световую сигнализацию, снизить скорость или остановиться.

Во время встречного разъезда тоже желательно снизить скорость движения. Никогда не смотрите прямо на фары встречной машины, лучше обратите свой взгляд на правый край проезжей части, контролируя положение автомобиля на дороге. Важное условие - разъехаться со встречным транспортным средством на стабильном расстоянии не смещаясь ни в право, ни влево. Для этого при разъезде не нужно крутить руль.

Многие водители адаптируются к смене яркости освещения, прикрывая при пике разъезда один глаз. Прием достаточно эффективный, поскольку он позволяет после заслепления одного глаза, увидеть дорогу вторым, не ослепленным. Нужно сказать и о применении многими западными водителями специальных очков, позволяющих уменьшить последствия ослепления. Эти очки устроены таким образом, что зона активной видимости находится в виде светлой полосы посредине стекол. При встречном разъезде достаточно нижний край затемнения стекол держать в зоне прямого луча фар встречного автомобиля - и ослепления можно избежать.

При движении в колонне все водители автомобилей, едущих за лидером, должны ехать с включенным ближним светом фар, дабы не слепить впереди идущего водителя через зеркала заднего вида. Внимательно следите за безопасной дистанцией и при выполнении маневров, заранее предупреждайте попутчиков о ваших намерениях включением световых указателей (стоп-сигналов или "поворотников"). Также помните, что если на вашем автомобиле включен задний противотуманный фонарь, он может ослепить водителя, едущего за вами.

Немаловажным фактором, влияющим на безопасность ночной езды, является качественная дорожная разметка, которая помогает водителям хорошо ориентироваться. В большинстве своем разметка на наших дорогах находится в плохом состоянии, поэтому хочется еще раз напомнить о необходимости соблюдать безопасную скорость движения. Хотя все же справедливости ради нужно отметить, что на некоторых загородных трассах начали наносить разметку специальной светоотражающей краской и ехать по такой дороге легко и удобно.

Обгон

Выполнение этого маневра ночью имеет свою особенность. Порядок его проведения следующий:

  • При приближении к обгоняемому автомобилю переключите дальний свет фар на ближний;
  • убедитесь, что дорожная обстановка позволяет выполнить опережение;
  • включите левый указатель поворота и перестройтесь на встречную полосу движения (при это можно дополнительно предупредить водителя обгоняемого автомобиля о вашем маневре, мигнув ему несколько раз дальним светом фар);
  • поравнявшись с обгоняемой машиной, включите дальний свет фар (так вы не ослепите обгоняемого водителя, а вам будет дальше видно дорогу
    впереди);
  • перед перестроением обратно в свой ряд включите правый указатель поворота;
  • перестраиваться можно только после того, как в зеркале заднего вида увидите обгоняемый автомобиль.

Кроме того, следует помнить, что, если вы оказались в роли обгоняемого, вам следует переключить дальний свет на ближний, после того, как обгоняющий автомобиль занял место на дороге перед вами.

В завершении хочется упомянуть, что поскольку движение ночью намного сложнее и опаснее, чем днем, старайтесь совершать свои поездки, особенно на дальние расстояния, в светлое время суток. Постигать особенности ночной езды нужно постепенно, пока вы не обретете нужных навыков безопасного управления.

< Пред. страница | Оглавление | След. страница >


Share