АВМ: Вот, новый поворот...

Источник

Автоакадемия Водительского Мастерства (Журнал "АВТОЦЕНТР", №28, 17.07.01г.)

Вот, новый поворот...

Из множества траекторий прохождения поворотов нужно знать и пользоваться наиболее эффективной и безопасной

При прохождении поворотов самое главное - знать траекторию движения автомобиля. Как показывает статистика, многие из начинающих водителей, в памяти которых еще не успели исчезнуть знания геометрии, не говоря о тех, кто вообще был недружен с этой наукой, даже не задумываются над ее практическим применением при вождении автомобиля. А между тем при прохождении поворота задние его колеса всегда смещаются внутрь поворота. Это важно не только знать, но и помнить, чтобы не разукрасить борт своего "пылесоса" памятными "пиктограммами" от окружающих объектов.

Представить траекторию движения передних и задних колес в повороте очень легко. Для этого нужно найти на дороге лужу и сначала въехать в нее, а затем, выехав на сухой асфальт, повернуть. Оставшиеся мокрые следы как нельзя лучше проиллюстрируют геометрическую траекторию движения - передние колеса будут двигаться по большему радиусу, а задние - смещаться внутрь поворота. Если двигаться задним ходом, все будет наоборот - задние колеса объедут передние снаружи.

Теперь рассмотрим наиболее часто встречающийся поворот - на 90 градусов. В зависимости от своего опыта водители проходят его по разным траекториям.

Для начинающих автолюбителей характерно прохождение поворота по нейтральной траектории, то есть посередине своей полосы движения. Большинство из них интуитивно придерживаются этой траектории, так как боятся зацепить окружающие их справа и слева автомобили.

Водители с еще недостаточным опытом, но пытающиеся пройти поворот с несколько завышенной скоростью, придерживаются внутренней траектории движения, чтобы не выехать на встречную полосу, поскольку центробежная сила выносит автомобиль наружу поворота. Если в этом случае еще прибавить скорость, при выходе из поворота вы однозначно на ней окажетесь.

Наиболее эффективной считается наружная траектория, когда водитель при входе в поворот сместил машину как можно сильнее наружу поворота и, поворачивая к его внутренней вершине (апексу), практически раскрыл поворот. Такая траектория предпочтительнее, поскольку позволяет выполнить маневр, который можно "просчитать" уже на входе, предоставляя достаточный запас на выходе. Кстати, подобная траектория широко применяется в автоспорте при проезде сложных поворотов, давая возможность пройти их на максимально возможной скорости.

Чтобы убедиться в эффективности последней траектории, следует сравнить ее с другими. Для этого нужно найти участок дороги, на котором отсутствует движение транспорта, и попытаться пройти поворот сначала по нейтральной траектории, затем - по внутренней и по наружной, понемногу увеличивая скорость движения (естественно, в разумных пределах). Полученные результаты помогут вам самостоятельно оценить превосходства наружной траектории прохождения поворотов над двумя другими.

При проезде даже самых простых поворотов следует помнить следующие правила:

  • подъезжая к повороту необходимо выбрать скорость, которая позволит проехать его вкатыванием (без срыва колес в скольжение);
  • нужно занять положение на своей полосе как можно ближе к наружному краю поворота;
  • строить дугу прохождения поворота нужно таким образом, чтобы ее середина являлась касательной к внутренней вершине поворота (апексу);
  • на выходе следует использовать всю ширину своей полосы, не смещаясь близко к внутренней бровке.

Эти правила действуют, если автомобиль движется на небольшой скорости и в силу не вступила основная слагающая - инерция.
В противном случае возникнет большая боковая нагрузка, сопровождающаяся боковыми кренами, с которыми борется подвеска (стабилизатор поперечной устойчивости), а также боковыми уводами шин и даже их снос.

В первый момент прохождения поворота на большой скорости все автомобили склонны демонстрировать реакцию, характерную для недостаточной поворачиваемости (после поворота руля машина некоторое время движется прямо), и только после того, как управляемые колеса "вцепятся" в дорогу, на автомобиль начинает действовать центробежная сила, направленная наружу поворота.

Чтобы избежать сноса в начале поворота при прохождении его на большой скорости, следует увеличить прижимную силу на ведущих колесах, и проще всего это сделать, сбросив "газ". Эффективней происходит загрузка передних колес при комбинированном торможении, особенно это касается переднеприводных автомобилей. Более того, эти машины, двигатели которых расположены впереди несущей оси, склонны "ввинчиваться" в поворот при сбросе "газа" и переходе на пониженную передачу, демонстрируя при этом так называемую избыточную поворачиваемость. А вот на скользкой дороге "переднеприводники" запросто срываются в занос, который нужно компенсировать поворотом руля в сторону заноса и добавлением "газа".

Заднеприводные автомобили при прохождении поворотов на большой скорости проявляют недостаточную поворачиваемость, а при начавшемся заносе легко стабилизируются сбросом "газа". А вот если в повороте резко добавить оборотов двигателя, особенно на скользком покрытии, то "заднеприводники" проявят при этом избыточную поворачиваемость - заднюю часть машины забросит наружу поворота.

Полноприводные автомобили, как правило, склонны демонстрировать нейтральную поворачиваемость, скользя наружу поворота всеми четырьмя колесами. На практике эти машины являются самыми сложными в управлении, особенно если повороты проходить в скольжении или на грани, поскольку такая техника их прохождения предусматривает точный расчет в работе рулем и управлении тягой на колесах, которая исключает изменение характера поведения автомобиля в повороте.

В завершение хочется еще раз напомнить, что отрабатывать правильную траекторию прохождения поворотов необходимо на пустой дороге. А лучше всего - обращайтесь в "Автоакадемию", где под руководством опытных инструкторов вы сможете легко освоить все необходимые премудрости вождения.

< Пред. страница | Оглавление | След. страница >


Share