АВМ: Заходим на посадку.
Автоакадемия Водительского Мастерства (Журнал "АВТОЦЕНТР", №36, 11.09.01г.)
Заходим на посадку.
Правильная посадка важна не только для самолетов, сельхозпродукции, но и для водителя автомобиля.
Тема сегодняшнего занятия, на первый взгляд, весьма обыденна и скучна - правильное расположение водителя за рулем автомобиля. Однако не следует считать ее никому не нужной теорией. Ведь умение правильно отрегулировать сиденье поможет избежать профессиональных недугов, свойственных "сидячим" профессиям, но самое главное, выручит в экстремальной ситуации - не даст запутаться при перехвате рулевого колеса и поможет нормально работать с педалями и рычагом КПП.
Важность правильной посадки особенно актуальна при прохождении поворотов, когда на водителя действуют боковые силы инерции. Опытный водитель держит рулевое колесо, немного отталкиваясь от него и при этом плотно прижавшись к спинке сиденья, что позволяет ему противостоять действию боковой нагрузки. А неопытный - "висит" на руле, и если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть руль ему бывает довольно сложно, так как "баранка" используется им в качестве точки опоры.
Главное - правильно действовать на первых занятиях по практическому вождению. Если обучаемый допускает ошибки и они вовремя не исправляются, то впоследствии неправильные действия закрепляются в устойчивые и, что немаловажно, опасные привычки, избавиться от которых практически невозможно. Именно поэтому постарайтесь со всей серьезностью отнестись к регулировке водительского сиденья и в итоге научитесь правильно сидеть за рулем.
Водителю предоставлена возможность максимально удобно устроиться за рулем в легковом автомобиле. Кроме известных всем регулировок - спинки по углу наклона и подушки в продольной плоскости - сиденья современных автомобилей оснащены множеством дополнительных вариантов изменений положения: подушки - по высоте, глубине наклона; подколенной ног и спинки - поясничной поддержки, боковой поддержки и др. Да, впрочем, во многих последних моделях машин регулируется даже рулевая колонка.
Как же правильно устроиться за рулем?
Продольная регулировка
Положение подушки сиденья в продольной плоскости регулируется относительно неподвижных органов управления (педалей, рычага КПП и рулевого колеса). При до упора выжатой педали сцепления левая нога должна быть не полностью расправленной, а согнутой в колене примерно на 120o - 150o. При этом положении стопа лучше всего чувствует педаль сцепления. В свою очередь, и правая нога при таком же положении обеспечит необходимое приложение усилия стопы к педали тормоза. Если подушка сиденья регулируется еще и по высоте и глубине наклона, то основными параметрами ее установки здесь являются два условия: положение за рулем самого туловища и ног. Туловище не должно съезжать вниз к педалям, а ноги - заваливаться вверх, иначе подколенная часть ног будет упираться в подушку сиденья (они должны находиться на расстоянии 3-5 см от края подушки).
Наклон спинки
Изменяя наклон спинки сиденья, нужно отрегулировать расстояние до рулевого колеса таким образом, чтобы водитель без отрыва спины от спинки мог кистью руки легко захватывать его в самой удаленной точке (по аналогии это место цифры "12" на циферблате). При этом расстояние до рычага КПП должно гарантировать полный захват рычага в самом удаленном положении (5-я или задняя передача). Водитель, который правильно отрегулировал наклон спинки, легко достанет и до других органов управления - подрулевого переключателя, рычагов управления
системой вентиляции и обогрева салона и, конечно же, сможет удобно ими пользоваться.
Правильно установить спинку сиденья важно еще и для того, чтобы избежать проблем с позвоночником. Угол, который условно образуют ноги и туловище водителя за рулем, должен составлять около 90o, а спина - вплотную прилегать к спинке сиденья. Ни в коем случае не лежите за рулем!
Рулевая колонка
Если автомобиль оборудован системой регулировки руля по высоте и глубине, то при их установке следует соблюсти следующие требования. Рулевое колесо должно иметь зазор между ободом и коленями не меньше ширины ладони, а обод не должен перекрывать показания приборов.
Ремень безопасности
Многие автомобили оснащаются механизмом регулировки ремня безопасности по высоте. Поэтому при выборе положения ремня добейтесь того, чтобы он удерживал тело за плечо (и ни в коем случае - за руку или шею). При этом ладонь правой руки должна туго проходить под ремнем на уровне груди.
Подголовник
Не все водители серьезно относятся к этой регулировке. А ведь правильно расположенный подголовник может спасти жизнь во время аварии, когда при резком движении головы назад могут легко травмироваться шея и позвоночник.
Подголовник должен быть отрегулирован так, чтобы его верхняя часть находилась на уровне затылка или ушей.
Типичные ошибки и их последствия
Слишком близкая посадка:
- многие начинающие водители инстинктивно садятся близко к рулю: им кажется, что так лучше видна дорога. На самом же деле видимость
при этом не улучшается, а вот мышцы спины без опоры быстрее устают. Чересчур близкая посадка также затрудняет работу с педалями и
рулевым колесом, снижая скорость руления во время активной езды; - высока вероятность травмирования (коленом можно удариться о рулевое колесо, локтями - о карты дверей, а пальцы рук постоянно
будут задевать подрулевые переключатели);
Слишком удаленная посадка
- Причем очень часто они держат руль лишь одной рукой, а другая висит в открытом окне. При этом существенно ухудшается обзорность,
а также возникает недостаточный контроль над органами управления (соскальзывание ног с педалей, выскальзывание рулевого колеса
из рук). Более того, в экстремальной ситуации вовремя уйти от препятствия и откорректировать направление движения практически
невозможно; - такое расположение присуще молодым и самоуверенным драйверам, управляющим машиной полулежа;
- быстрее устают мышцы рук, ног и спины, поскольку на них возрастает нагрузка - приходится рулить вытянутыми руками и, напрягая мышцы спины, дотягиваться до органов управления.