Шаг 4. Разбираемся со штрафами
В райотделе ГАИ нам объяснили, что для начала нужно получить документ об отсутствии неоплаченных штрафов (проверяют по базе данных «Админпрактика»). Девушка в окошке сообщила, что по базе у нас числится одно нарушение — от 10.02.2006. Штраф тогда был оплачен, но отметка в базе данных ГАИ отсутствовала. «Едьте в суд и исполнительную службу — получайте там документы о том, что штраф погашен», — сообщили нам в ГАИ.
«Гасим» штраф. Мы узнали адрес ГАИ по месту регистрации автомобиля и повезли туда квитанцию об оплате и постановление исполнительной службы за 2006 год. Принимают в районном ГАИ по вторникам и четвергам с 14 до 18 ч, а также по субботам с 9 до 13 ч. Очередь выстраивается из человек 20—30.
В кабинете «с квитанциями» сидит несколько девушек в погонах за компьютерами, довольно оперативно вычеркивающих из базы нарушения на основании полученных документов. Одной из них мы и протянули квитанцию об оплате штрафа. Однако, когда она его вычеркнула, обнаружилось, что на наш автомобиль был составлен еще один протокол — от 08.05.2008 г. «за нарушение скорости».
К сожалению, так просто взять и оплатить в сберкассе 17 грн. (максимальный штраф за такое нарушение в 2006-м и в начале 2008 года) нельзя — нужно еще и предъявить копию решения суда по этому конкретному нарушению. Попасть в районный суд можно только в среду с 14 до 18 ч и пятницу с 8 до 11 ч. Приехав в 7 утра (чтобы все сделать и попасть на работу к 10), мы обнаружили очередь, в которой мы только 29-е. До 11.00 (конца приема) успели получить документы только 15 человек.
В среду я приехал в суд уже в 5 утра и сам создал список, поставив себя первым. К восьми там уже было 25 человек. После канцелярии мы пошли в архив, где выдали бланк заявления на получение документа, который следует заполнить и подписать у судьи — еще полчаса. После этого нам выдали толстый журнал и сказали: «Ищите»...
Через 2,5 часа поисков мы наконец нашли свои данные, переписали номер дела и получили «постанову». После этого мы сделали в архиве копию решения, которую вновь нужно проштамповать и подписать на первом этаже, расписавшись в получении на третьем. В общей сложности на все это дело ушло… три рабочих дня.
Простой способ — взятка. Уже в ГАИ, когда мы предоставили с таким боем добытый листик, нас ждал еще один неприятный сюрприз: офицер нашел еще одно нарушение за 2008 год! Никакого желания начинать волокиту сначала у нас не было. Предложенные сотруднику ГАИ 200 грн. сыграли магическую роль — несколько ловких движений по клавиатуре — и все штрафы были погашены (вместо того чтобы ездить в суд, нужно было сделать это сразу).
Требования гаи — незаконны
Столичный адвокат Алексей Святогор считает, что гаишники не имеют права требовать с автомобилистов квитанций об уплате штрафов. «Нет ни одного законодательного акта, по которому водителю могут отказать в техосмотре на основании неуплаты штрафа. Вызывает вопрос и сама процедура контроля: база данных ГАИ не прошла обязательной сертификации в Госслужбе спецсвязи и защиты информации и не может являться доказательством того, что водитель не заплатил штраф». Правозащитник советует в случае отказа в выдаче талончика обращаться в суд: «В украинских судах на рассмотрении находится уже больше десятка подобных дел».