Трактор или Формула = Дизель или Бензин…?
Раньше, такой проблемы у нас попросту не было. Дизели ехали кое-как, чадили, тарахтели и не заводились зимой. А их топливная аппаратура быстро выходила из строя, и ее ремонт при неразвитом сервисе заставлял всерьез задуматься о продаже машины.
Даже дешевизна дизельного топлива не была аргументом для нас . Пока вся цивилизованная Европа выбирала дизель, мы отказывались ездить на «тракторах».
Время шло, дизели совершенствовались. Но дорожающая в солярка сводила на нет все усилия инженеров - мы в упор их не замечаем. Хотя теперь они стали быстрыми, чистыми и суперэкономичными. Европа давно сдалась на милость «негорючему» горючему, но МЫ с упорством маньяка сидим на бензиновой диете. А стоит ли пренебрегать дизельными моторами? Давайте разберемся.
Скорость
Быстрая езда, наверное, заложена у всего славянского народа в гены... . А топливо для гонок, так уж повелось, это почти лишенная цвета и запаха жидкость с высочайшим октановым числом. Ну как можно разгоняться на вонючей мути солярки? Только пахать!
И ничего подобного, скажут вам умники от автомобилизма! Инженеры Audi, Peugeot и других компаний это доказали, создав совершенные гоночные моторы, не требующие систем зажигания.
Еще в 1998 году победу в 24-часовой гонке на Нюрбургринге одержала BMW 320d. Германия - родина кузовного первенства Alfa 147 Cup, в котором выступают турбодизельные Alfa Romeo 147. но самая знаменитая дизельная «гонка» Audi R10, блиставшая на Ле-Мане в королевской категории LMP1, что и его предшественник. И здесь на подобные эксперименты пока еще никто не отваживался. Сердце дизельного болида - 5,5-литровый двигатель V12 с алюминиевым блоком цилиндров и углом развала 90°. При помощи двух турбин и системы Common Rail дизель развивает 650 л. с. мощности и 1100 Нм крутящего момента! Как и серийные дизели с технологией TDi, устанавливающиеся на обычные Audi, двигатель R10 имеет четыре клапана на цилиндр, два верхних распределительных вала и даже оснащен двумя сажевыми фильтрами. Да, основной рабочий диапазон мотора низок - 3000-5000 об/мин., но машина показала результат.
Итог этих достижений - появление «гражданского» спорткара Audi R8 TDI Le Mans с 500-сильным дизельным мотором TDI. Подобный же мотор разгоняет громадный внедорожник Q7 до 250 км/ч.
А теперь даже японская марка Subaru начала серийное производство дизельных моторов оппозитной компоновки. На автомобильном салоне в Болонье японская компания Subaru показала широкой публике новый хэтчбек Impreza с дизельным двигателем. Под капот новой «Импрезы» поставили оппозитный двигатель, при объеме 2,0-литра его отдача составляет 150 л. с. и 350 Нм. Те же агрегаты уже устанавливают на модели Legacy и Forester. Мотор разгоняет Impreza до ста километров в час за 8,6 сек., а максимальная скорость при этом составляет 205 км/ч. С таким же «сердцем» Subaru Legasy потребляет всего 5,7 л топлива на 100 км пути, а до «сотни» большой универсал разгоняется за 8,8 секунды. Еще есть возражения на этот счет?
Тряска, вонь и грохотание
Сколь сильно влюблены в мурлыканье дизеля фанаты, например, классического внедорожника Defender, столь сильно ненавидят его тарахтение традиционалисты-бензинщики. Даже когда сзади начинает шуметь архаичное «сердце» какого-нибудь пикапа, их инстинктивно начинает трясти. Но со времен произошли сказочные изменения - их научили «разговаривать» шепотом. Тот же дизель на R10 обладает тихим голосом и распознать в ней дизель возможно только во время прогрева.
Компания Peugeot, которая одной из первых начала официально поставлять в Украину автомобили, оснащенные дизельными двигателями еще в 90-х годах, успешно решила эти проблемы. Новое поколение дизельных двигателей Peugeot не только ни в чем не уступает бензиновым собратьям, но и превосходят их по многим параметрам. Например, мотор 2.2 HDi FAP (устанавливается на Peugeot 4007) мощностью 156 л. с. развивает максимальный крутящий момент аж в 380 Нм уже на 2000 об./мин!
С этим мотором автомобиль развивает максимальную скорость 200 км/ч, это на 10 км/ч больше, чем у своего более мощного 170-сильного бензинового брата. И демонстрирует разгон до «сотни» аж за 9,9 с при среднем расходе топлива всего 7.2 л на 100 км. При этом в нем установлены уравновешивающие валы для предотвращения вибраций, блок цилиндров с двойными стенками для снижения уровня шума и сажевый необслуживаемый FAP-фильтр для выжигания твердых частиц. Теперь шлейфа копоти за новой машинкой с буквой D в шильдике вы не увидите. В итоге этот мотор получился быстрым, тихим, без вибраций, дыма и вони. Холодный запуск - тоже не проблема. Топливо в системе питания прогревается до оптимальной температуры, только и всего.
Peugeot - лишь пример, конкурентоспособные дизели ставят Mercedes, BMW, Audi, VW, Ford, Land Rover, Mitsubishi, Nissan, Renault, Skoda и другие компании. Но автодилеры ориентируются на спрос и ввозят в страну мало дизельных машин, обедняя модельный ряд большинства производителей наполовину, если не на две трети.
Денежки
Обслуживание и ремонт в дилерских техцентрах рассчитывается унифицировано - в нормочасах, какой-либо значительной разницы в фирменном ремонте и обслуживании автовладелец не заметит.
О бензиновых моторах
Их эволюция, конечно, тоже не стоит на месте. Главное направление развития - топливная эффективность. Моторы становятся меньше, легче, экономичнее, экологичнее.
Производители стараются уменьшить рабочий объем, повысив эффективность сжигания топлива за счет использования турбонаддува, развития систем зажигания и газораспределения, усложнения блоков электронного управления. Лезть в такой мотор с намерением обслужить или отремонтировать его самостоятельно и без специального оборудования - полный идиотизм. Значит, одно из былых преимуществ для нашего автолюбителя - возможность отремонтировать «на коленке» - они утеряли.
Качество «рулит»
Солярка в Украние действительно плохая. Это не мнение отдельно взятых непатриотов, а квалифицированная констатация факта самими производителями. Дрянная у нас солярка. И дорогая притом. Вот, пожалуй, основная причина, по которой следует опасаться дизеля.
Наша солярка хуже воспламеняется, смесь горит менее плавно, а посторонних примесей и серы в ней - больше. Мощность современных дизелей зарубежного производства, рассчитанных на качественное дизельное топливо, может несколько снижаться при работе на украинской солярке, а двигатели работают несколько жестче. Беда в том, что государство пока не поощряет производство высококачественного дизельного топлива. И просвета в этом направлении пока не видно. Фирменное дизтопливо можно купить не везде, и оно по цене сопоставимо с бензином Аи95.
Что остается покупателю?
Если речь идет о пикапах, внедорожниках и легких коммерческих автомобилях, ответ однозначный - дизель предпочтительней. Если же потребность заключается в новом городском автомобиле на каждый день - тут выбирать самостоятельно: экономия на сниженном расходе топлива может обернуться удорожанием обслуживания и ремонта топливной аппаратуры из-за низкого качества отечественной солярки. При покупке бесшумного автомобиля надо ориентироваться на рынок отдельно по каждой модели: насколько распространены запчасти и развит сервис в конкретном городе-регионе. Главный вывод: дизели - не хуже, все дело лишь в ваших личных предпочтениях.