ЗАЗ-965 от запорожского завода "Коммунар", который потом стал называться "Запорожский автомобилестроительный завод", был разработан на основе итальянского автомобиля "FIAT 600".
Итальянский прообраз "народного автомобиля" украинцев, в свою очередь, разработал талантливый автомобильный конструктор Данте Джакоза. Очевидно, итальянскую модель переработали и довели до своего понимания дизайна и инженерии конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей (будущий "Автомобильный завод имени Ленинского комсомола", который производил известные "москвичи").
В результате украинский "запорожец", который в народе называли "горбатым", вышел в общем довольно надежным и малозатратным. Кроме того, автомобиль отличался хорошей проходимостью, приличной загруженностью ведущих колес и небольшой собственной массой.
Стоимсоть первого "горбатого Запорожца" составляла 1 200 советских рублей. Следует также отметить, что первая партия автомобилей очень быстро разошлась. Украиснкий "народный" автомобиль стал популярен благодаря своей неприхотливости, экономичности и ремонтопригодности.
Известным он стал не только в СССР, но и в других государствах, где автомобиль продавался под маркой "Yalta". Кроме того, в Запорожье стали делать и модифицированные автомобили для людей с ограниченными физическими способностями. В этой модификации ЗАЗа были изменены механизмы управления.
" Запорожец" выпускали в первоначальном дизайне до 1962 года. Затем вид машины изменили.
19 сентября 2008 года ЗАЗ прекратил выпуск автомобилей ЗАЗ-1103 "Славута" в связи с экологическими требованиями Евросоюза.
(с)