Верховная Рада 17 марта санкционировала указ о частичной мобилизации, которым было объявлено о проведении мобилизации по всей территории Украины. Данным указом в течение 45 суток проводится призыв резервистов, а деятельность воинских формирований, оперативно-спасательной службы гражданской защиты переходят на организацию и штаты военного времени. Но кроме дополнительных призывников мобилизации подлежит и автотранспорт. Так, в самом указе о дополнительном призыве автотранспорта упоминается неоднократно.
В пункте 5 указа сказано, что "призыв военнообязанных, в том числе резервистов, и поставку транспортных средств для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины осуществить в объемах, определенных мобилизационными планами с учетом резерва".
Далее в 6 пункте указа следует: Местным органам исполнительной власти при участии органов местного самоуправления организовать и обеспечить в установленном порядке:
1) своевременное оповещение и прибытие граждан, призываемых на воинскую службу, прибытие техники на сборные пункты и в воинские части;
2) выделение временно зданий, сооружений, земельных участков, транспортных и других материально-технических средств, предоставление услуг Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины, другим военным формированиям Украины в соответствии с мобилизационными планами.
Таким образом, очевидно, что призыву подлежит и автотехника. Тем более, что в законах "О мобилизационной подготовке и мобилизации" и "О функционировании единой транспортной системы Украины в особый период" прямо сказано о такой возможности.
Какую технику могут мобилизовать
Как разобралась AgroPravda.com, техника, которая может быть задействована, это железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, гужевой транспорт, мотоциклы, тракторы, прицепы, краны и прочее. Иными словами, задействована может быть любая техника (транспорт) всех типов и марок отечественного и иностранного производства (включая даже строительную и дорожную технику). При этом владелец обязан предоставить ее в надлежащем состоянии — она должна быть "на ходу".
Чью технику могут мобилизовать
Как сказано в законе "О военно-транспортной обязанности", военно-транспортная обязанность распространяется на центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, в том числе те, которые обеспечивают эксплуатацию транспортных средств, а также на граждан — владельцев транспортных средств. За такой длинной официальной формулировкой скрывается суть: военно-транспортная обязанность распространяется на всех.
Здесь стоит отметить, что хотя теоретически под мобилизацию может подпасть любая техника любого гражданина, для военных нужд используют далеко случайно выбранные транспортные средства. Кабмин по представлению Минобороны в мирное время утверждает лимиты изъятия (отчуждения) транспортных средств в каждом регионе. Затем местные администрации определяют, какая именно техника может быть мобилизована. В первую очередь это касается техники местных предприятий, учреждений и организаций, которая в состоянии перевозить личный состав армии. Именно эта техника находится на учете в военкомате, и перерегистрация ее на другого владельца также не обходится без военкомата.
А вот личный легковой транспорт граждан (даже "джипы") мало приспособлен для массовой переброски военных формирований. Поэтому владельцы внедорожников могут пока расслабиться.
Как происходит мобилизация техники
В законе прописаны две формы мобилизации техники: изъятие (для временного использования) и отчуждение (с последующим полным возмещением их стоимости). На период мобилизации и в военное время изъятие (отчуждение) транспортных средств осуществляется военными комиссариатами на основании распоряжений местных госадминистраций. Затем техника передается военным формированиям.
В местностях, где введено военное положение, военное командование имеет право самостоятельно изымать для временного использования необходимые для нужд обороны транспортные средства как любых организаций, так и граждан. При этом командование обязано выдать соответствующий акт на бланке строгой отчетности. Стоимость имущества определяется госоценщиком и возмещается после отмены военного положения.
Резюмируя, стоит отметить, что теоретически под мобилизацию может подпасть любая техника любого гражданина. Но в первую очередь мобилизация транспортных средств касается техники предприятий и организаций различных форм собственности.
Конечно, в условиях военной необходимости армии может понадобиться любой транспорт или техника. Но когда это коснется частных легковушек — это будет уже тот случай, когда полупустая обойма будет стоить дороже самого навороченного джипа.
И опять:
Грузовые автомобили украинских перевозчиков могут быть мобилизованы в армию в случае необходимости
Напомним, что три дня назад Верховная Рада Украина приняла Закон о частичной мобилизации (№ 4466 от 17.03.2014).
Помимо призыва на мобилизационные сборы, с целью обучения и тренировки граждан Украины из приписного состава, мобилизационные мероприятия подразумевают привлечение для выполнения военных задач грузового транспорта, находящего в госререзрве, на базах хранения техники и в частном пользовании.
На условиях анонимности, источники в МО Украины сообщают о том, что уровень боеготовности техники на складах, скажем честно, далеко не 100%. Поэтому привлечение гражданских грузовиков к военным перевозкам не обсуждается. Если Родина прикажет, значит сел и поехал. Ничего нового в практике привлечения грузовиков и иного транспорта в армию нет. Не лишним будет также напомнить, что во времена СССР по всему Союзу работали автокомбинаты и автоколонны двойного назначения — их привлекали к уборке урожая, использовались они и в случае стихийных бедствий. Мобилизационная готовность держалась на высоком уровне, а каждый грузовик был на учете в военкоматах.
Порядок, при котором каждый грузовик считается транспортом "двойного назначения", сохранился и сейчас. При постановке на учет в ГАИ, грузовик регистрируется в военкомате. Правда, реальных случаев привлечения грузовиков или автобусов на сборы за все годы независимости в Украине практически не было.
Примеры реальных задач, решенных местной властью с помощью привлеченного транспорта — эвакуация раненых на автобусах после трагедии на Скниловском аэродроме во Львове и вывоз местных жителей из районов паводков в Карпатах.
Чего же следует ожидать владельцам большегрузного транспорта сейчас в случае объявления "Дня М"?
Начнем с того, что в Украине больше 20 лет действует Закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации" от 21 октября 1993 года №3543-XII (В редакции Законов Украины от 13.05.1999 г. №644-XIV, 22.05.2003 г. №860-IV, 02.03.2005 г. №2435-IV, 06.07.2010 г. №2433-VI, 13.01.2011 г. №2926-VI, 02.10.2012 г. №5404-VI (вступил в силу 01.07.2013 г.), 16.10.2012 г. №5463-VI)
Согласно этому Закону, предусмотрена мобилизация подвижного состава в интересах обороны государства на случай войны.
Этим же законом предусмотрены стимулирующие меры для перевозчиков. В частности, амортизационные отчисления на законсервированные мобилизационные мощности, не используемые в текущем производстве, а также на законсервированную технику и транспортные средства мобилизационного назначения, не осуществляются. Оплата работ по мобилизационной подготовке в мирное время производится в порядке, предусмотренном законами Украины, регулирующими вопросы закупки товаров и услуг для государственных нужд.
Военно-транспортная обязанность компаний перевозчиков подразумевает обеспечение Вооруженных Сил Украины в особый период транспортными средствами и техникой. Она распространяется на центральные и местные органы исполнительной власти, другие государственные органы, а также на граждан владельцев транспортных средств.
В случае объявления мобилизации предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечить доставку техники на сборные пункты и в воинские части, согласно мобилизационным задачам. Граждане также обязаны предоставить при мобилизации здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, собственниками которых они являются, Вооруженным Силам Украины или подразделениям гражданской обороны. При этом предусмотрено возмещение затрат со стороны государства, во что, честно говоря, верится с трудом.
Директор львовской компании "ТР-Транс" Роман Тымчишин считает, что "Никакие дискуссии на эту тему в принципе не возможны. Все расписано в законе. Если мне прикажут, что нужно дать 10 цистерн и 10 тентовых автопоездов, то я их отдам без вариантов. Иначе — расстрел по законам военного времени. В случае же потери автопоезда от огня противника — ну, на войне как на войне. Но надеюсь, что до этого дойдет".
С ним солидарен и продавец коммерческой техники Адрей Даллакян, коммерческий директор Scania Украина "Мы обсуждали со руководством вопрос о возможной мобилизации техники, в том числе и той, что стоит на площадке. В случае, если мобилизация будет происходить по закону, никто противиться не будет. Разумеется, для этого необходимо наличие всех, предусмотренных законами, документов. Наша — это не та, что стоит на учете в ГАИ, а складская. Пока наша техника не стоит на учете в ГАИ, ее не должны забирать. Но привлечение в военных целях складских запасов — дело иное, но до этого, надеюсь, не дойдет".
В любом случае, перевозчикам следует быть готовыми к тому, что их транспорт привлекут к военным перевозкам. В Европе таких случаев уже было немало, и автопоезда, на лобовых стеклах тягачей которых были закреплены таблички, например, KFOR (Kosovo Forces) встречались на дорогах.