Вопрос состояния автодорог на Сумщине обсуждался на выездном заседании комитета ВР по вопросам транспорта.
Начальник службы автодорог в Сумской области Иван Романюк доложил нардепам, что в области из 7200 км дорог не соответствуют нормативам 6800 км - почти 95%. Также на автодорогах области 503 моста, из них 3 - в аварийном состоянии, 19 - в предаварийном, а нуждаются в ремонте - 322. Такое состояние дорог и мостов связано с тем, что последние десять лет из госбюджета не выделяются средства на их средний и капитальный ремонт, а только на эксплуатацию.
- Хочу обратить внимание на объекты, которые нуждаются в ремонте и влияют на безопасность движения, - сказал И.Романюк. - Ресурс мостового перехода в Климентово, что на дороге госзначения Сумы-Полтава, практически исчерпан. А через него ежедневно проходят около 4 тыс. автомобилей. По мнению специалистов, эффективнее не ремонтировать старый мост, а возводить новый. Стоимость строительства - порядка 80 млн. грн. Мы провели предпроектные работы и должны были в этом году изготовить проектную документацию, чтобы в будущем году начать строительство. Эти работы были включены в список объектов, которые финансируются Кабмином. Однако средства не поступили. Если закроем этот мост, парализуем перевозки в Харьковском направлении.
Второй объект - участок дороги в 10,6 км между Боромлей и Тростянцом на том же Полтавском направлении. Три года назад был начат текущий ремонт этого участка, но прекратился из-за отсутствия финансов. Потратили 10,1 млн. грн. Теперь все стоит, и самое главное, что тут нет верхнего слоя, чтобы закрепить ранее выполненные работы. Если в будущем году не завершим ремонт (а надо еще 69,8 млн.), то уже надо будет делать новый, так как этот участок дороги полностью потеряет несущую способность.
Также крайне необходимо отремонтировать дорогу, ведущую к Харькову. На это надо 154 млн. грн. Есть еще два моста в Октябре Белопольского района и Краснополье, ремонт которых начат 3 и 5 лет назад. В ходе ремонта полностью закрыли движение, 70-80% выполнили, движение возобновили, но для завершения работ необходимо еще 7 млн. грн.
Есть в области и давние дорожно-строительные проекты. Это объездные дороги вокруг Белополья (начата в 2007 г.) и Сум. В Белополье первую очередь завершили, выполнив 67% работ и потратив 29,8 млн. грн., и приостановили работы из-за отсутствия финансов. Там же есть 3 моста, построенных в 60-х годах и не соответствующих нормативным нагрузкам. Если запустить объездную дорогу (для этого необходимо 55,6 млн. грн.), то ресурсы этих мостов могли бы быть продлены, так как тяжеловесный транспорт пошел бы по объездной.
Кроме того, перспективным планом города Сумы предусмотрено строительство объездной дороги вокруг областного центра протяженностью почти 14 км. Предпроектные работы и согласования с пересекающимися магистралями были сделаны. Даже начат первый этап проектирования, но из-за нехватки средств все остановлено. На проектные работы надо 4 млн. грн. В целом же на все названные выше работы в 2016 году необходимо 230 млн. грн.
Реально ли Сумщине получить эти деньги? Председатель комитета Ярослав Дубневич сказал, что в 2016 году в госбюджете будет нехватка средств. На дороги всей страны предполагается выделить всего 3,3 млрд. грн. Однако, есть выход. В 2015 году были приняты два законопроекта, позволяющие местным советам направлять средства на софинансирование работ по ремонту общегосударственных дорог. Думаю, стоит еще внести изменения по поводу местных налогов и сборов: 50% оставлять на местах, а 50% консолидировать на областном уровне для ремонта дорог общего пользования.
«Мы из года в год говорим, что необходимо ликвидировать такое позорное явление, как ямочный ремонт, и никак не отойдем от этого, - заметил первый замглавы Госагентства автодорог Украины Евгений Барах. - Надо внедрять опыт западных областей, где местные бюджеты вкладывают в ремонт дорог до 10% софинансирования».
Что касается обсуждаемых сегодня законодательных инициатив о передаче общегосударственных дорог местного значения в управление органам местной власти (ОГА), то, по словам Е.Бараха, пока это невозможно. Закон о передаче дорог должен рассматриваться вместе с законом о создании дорожного фонда, где было бы предусмотрено, что 35% поступлений от акцизов на импортные нефтепродукты автоматически направляются в областной бюджет.
Бывший глава ОГА нардеп Николай Лаврик также предложил как минимум 5% рентной платы за добычу нефти и газа оставлять на Сумщине. Это даст толчок развитию инфраструктуры области.
Из всего услышанного можно сделать вывод: кардинальных денежных вливаний из госбюджета в ремонт дорог и мостов Сумщины вряд ли стоит ожидать. Разве что можно говорить о каких-то средствах из Госфонда регионального развития.
Значит, и в 2016 году придется больше рассчитывать на свои силы и те возможности, которые даст, к сожалению, не очень активно продвигающаяся децентрализация...


http://www.shans.com.ua/?m=inews&nid=14268