
На Автосалоне тольяттинцы показали панель приборов для «Приоры» — предполагалось, что эта машина как флагман модельного ряда завода станет первым носителем встроенного навигатора. Выпуск первой партии обещали в самом начале 2011 года, а цену на навигатор называли лишь ориентировочную — 7-8 тыс. руб.
Но к этому проекту у специалистов оставались вопросы. Первый и очевидный: не совсем удачное расположение. Дисплей навигатора по центру «приборки», прямо перед глазами водителя больше отвлекает, чем помогает, ведь картинка изменяется постоянно, привнося так называемый «информационный шум». ЦНС человека, конечно же, сразу начинает адаптироваться к такому шуму, сглаживая значимость информации со всей панели приборов. То есть важная информация от спидометра и тахометра «тонет» во второстепенных (с точки зрения управления автомобилем) показаниях навигатора. ВАЗовцы, безусловно, делали хорошую мину при плохой игре, ссылаясь на абстрактный зарубежный опыт: дескать, «все мировые производители уже так делают». Нет, не делают, точнее, делают не так — и об этом разработчикам известно поболее нашего. Дисплеи навигаторов в приборных панелях действительно есть, но они выполняют лишь дублирующую функцию к основному дисплею. На «приборке» не отображается карта с курсором, там лишь возникают стрелочки, показывающие направление ближайшего манёвра и расстояние до него. Основным навигатором всё равно остаётся центральный дисплей мультимедийной системы, с которого и осуществляется интерактивное управление. Кроме того, замечено, что скорость перемещения зрачка по вертикали ниже, чем по горизонтали, равно как и угол бокового зрения по горизонтали шире. Поэтому, кстати, многие автопроизводители переносят приборные щитки в центр «торпедо» — для их мониторинга достаточно слегка «скосить» взгляд, в то время как традиционное расположение приборов требует полного зрительного переключения.
Фактически инженеры ААЦ пошли по пути наименьшего сопротивления, взяв готовый китайский навигатор с экраном 4,3 дюйма и сделав под него соответствующее оформление и интеграцию в автозвук. С качеством обзора и эргономикой управления там было лучше, чем в описываемом проекте, но глубина инженерной проработки оказалась существенно меньшей. Для «Калины» новую приборную панель разработала (по ВАЗовским техзаданию и дизайн-проекту) и поставляет фирма «Итэлма» (тоже поставщик ВАЗа по электронным компонентам) и, согласитесь, это довольно сложная и большая работа, адаптировать китайский навигатор всяко проще.
Матрица дисплея — специальная автомобильная версия TFT с повышенной яркостью и расширенным температурным диапазоном. Разрешение типичное — 480х272. В том варианте, что показывали на Автосалоне, дисплей был более продвинутый, OLED, но от него отказались из-за дороговизны.
Дисплей способен не только отображать навигационную информацию, он так же служит часами и экраном маршрутного компьютера. Вот только в выключенном состоянии дисплей нещадно бликует, что заметно даже на фотографиях.
В качестве навигационного приёмника использовали проверенный ГеОС-1М (мы его уже упоминали), а всю прочую электронику и обвязку разработали самостоятельно. Большая проблема была с размещением ГЛОНАСС-антенны. Первоначальная идея о монтаже её под приборной панелью «не прокатила» — чувствительности не хватало, сигналы со спутников не ловились. А делать на серийной машине дырку в крыше и размещать там «таблетку» не позволили вазовцы. В итоге вышли из положения довольно изящно, конструктивно совместив ГЛОНАСС- и УКВ-антенны: штырь имеет утолщение в основании, где и расположена спутниковая антенна.

Что ж, навигатор сделан. Вазовцы своё обещание выполнили, хотя это и стоило им и «Итэлме» больших средств и нервов. Не всё в нём однозначно, но ВАЗ откровенно сырую разработку в производство не пустит — там система испытаний и внутренней сертификации очень жёсткая. Достаточно сказать, что когда тот же ААЦ делал для «Приоры» головное устройство, вазовцы провели четыре (!) краш-теста только для того, чтобы посмотреть поведение креплений магнитолы и убедиться, что при аварии она не «выстрелит» кому-нибудь в грудь. По всей видимости, некоторая недоведённость в этом навигаторе всё же присутствует, что и объясняет выпуск столь ограниченного количества автомобилей. Вроде как и слово сдержали, не сильно сорвав заявленные сроки, но и опасности нарваться на рекламации нет — машины эти в продажу не пойдут, их разошлют по дилерам для сбора мнений покупателей и тест-драйвов. Когда можно ждать массового выпуска таких машин — пока неясно.