
ИСТОРИЯ: Летящая сквозь столетия...
"Олицетворение скорости", "Дух восторга", "Дух вдохновения", "Леди, летящая в экстазе", "Летящая леди", "Серебряная леди", "Коленопреклоненная леди", "Элли в ночнушке" и просто "Ника" - вот далеко не все названия фигурки, которая с
4 февраля 1911 года и по сей день украшает нос автомобилей марки Rolls-Royce и которую сама компания официально нарекла Spirit of Ecstasy (на русский язык это имя чаще всего переводят как "Дух экстаза").
Сегодня мы расскажем об истории создания статуэтки и метаморфозах, происходивших с ней и с людьми, к ней причастными.
Лорд Джон Уолтер Эдвард Дуглас-
Скотт-Монтегю

Элеонор Веласко Торнтон

Начнем с того, как возникла идея установки “Духа экстаза” на автомобили Rolls-Royce и кто является ее автором. Считается, что к созданию образа “приложили руку” четыре человека: лорд Джон Уолтер Эдвард Дуглас-Скотт-Монтегю, бывший в то время главой Британского королевского автоклуба, издателем автомобильного журнала The Car Illustrated и членом палаты лордов, продвигавшим там новые правила и билли, касающиеся автомобилистов, поскольку он долгое время возглавлял транспортную комиссию в правительстве; Элеонор Веласко Торнтон — секретарь, помощница и возлюбленная лорда Монтегю; Чарльз Робинсон Сайкс — выпускник Королевского колледжа искусств, скульптор и по совместительству главный художник того самого журнала, который издавал лорд Монтегю, а также его друг; наконец, Клод Джонсон — коммерческий директор компании Rolls-Royce и ее управляющий после гибели Чарльза Роллса. До работы в компании Клод Джонсон также занимал пост председателя автомобильного клуба, а потому был близко знаком со всеми личностями, упомянутыми выше.
История эта столь же романтичная, сколь и трагическая. Элеонор Веласко Торнтон родилась в Стоквелле в 1880 году. Ее мать была испанкой, а отец — австралийским инженером. Она оставила школу в 16 лет и стала работать в автомобильном клубе. Благодаря своей работе она познакомилась со многими пионерами автомобилизма тех лет, среди которых был и Джон Скотт-Монтегю.
Сэр Монтегю был харизматичной фигурой. Он получил образование в Итоне и Оксфорде, проявлял огромный интерес к путешествиям и транспорту, сам участвовал в автомобильных гонках и даже занимал в них призовые места. В 1902 году сэру Монтегю было 36 лет. Когда он решил выпускать журнал для автомобилистов, ему понадобился личный помощник и секретарь. Это место он и предложил Элеонор Торнтон, девушке 22 лет от роду. А чуть позже, как это обычно бывает в отношениях между начальником и подчиненной, они полюбили друг друга. Плодом их любви стала дочь, но взять в жены свою возлюбленную сэр Монтегю не мог, поскольку еще раньше, в 1889 году, женился на девушке из своего круга, Сесилии Виктории Констанции Керр, дочери маркиза Лотианского, и у них уже была дочь, а кроме того, после смерти отца в 1905 году он унаследовал титул и стал бароном Белью. В общем, дискредитировать себя в глазах общественности лорд Монтегю не имел права.
В 1909 году лорд стал счастливым обладателем четырехместного фаэтона Rolls-Royce 40/50 HP, который к тому времени получил название Silver Ghost (“Серебряный призрак”). А поскольку еще с XIX века среди аристократов возникла традиция украшать носовую часть автомобиля какой-либо фигуркой, получившей название “маскот”, то и лорд Монтегю захотел выделить свой автомобиль чем-нибудь необычным. Он сделал заказ своему другу Чарльзу Сайксу. Неизвестно, кому из них пришла в голову идея маскота в виде женской фигурки, но доподлинно известно, что прообразом ее стала Элеонор Торнтон, которая и позировала художнику. Поговаривали, что и сам скульптор был тайно влюблен в Элли, а потому фигурка у него получилась особенно грациозной. Он не преминул придать скульптуре таинственность, приложив палец левой руки девушки к ее губам, что, возможно, и символизировало тайную связь. Получив название The Whisper (“Шепот”), статуэтка заняла свое законное место на носу Rolls-Royce лорда Монтегю в 1910 году и вскоре стала известна всему высшему обществу.

Статуэтка The Whisper (“Шепот”)
Вскоре фигурка заинтересовала Клода Джонсона, который решил воспользоваться веянием моды, чтобы как-то выделить автомобили своей фирмы из общего ряда. А потому он обратился все к тому же Чарльзу Сайксу, с которым ему доводилось работать и раньше. Он поручил художнику оформление фирменного каталога Rolls-Royce за 1910 год (впоследствии Сайкс оформлял еще не один каталог фирмы). Джонсон попросил скульптора сделать что-либо более грациозное и эффектное, нежели “Шепот”, что подходило бы всем автомобилям Rolls-Royce, а не только машине Монтегю. По слухам, буквально заказ Джонсона звучал так: “Показать настоящий дух “Роллс-Ройса” — скорость в абсолютной тишине, неподвижность в полете и удивительное сочетание огромной энергии и живого организма с непревзойденной грацией, подобно яхте”. В качестве примера Джонсон привел Сайксу статую греческой богини Ники из Лувра.

Статуя греческой богини Ники
из Лувра
Но то ли Сайксу богиня Ника казалась слишком воинственной, то ли его не вдохновляла статуя без головы, однако он снова обратился за помощью к Элеонор Торнтон, попросив еще раз стать его натурщицей. И в 1911 году он создал статуэтку женщины с распростертыми руками и в развевающихся одеждах, создававших иллюзию полета. Первоначально сам художник назвал скульптуру “Олицетворение скорости”, однако официально фигурка получила иное наименование — The Spirit of Ecstasy, что в переводе с английского означает “Дух восторга”, “Дух вдохновения”, “Дух экстаза” (интерпретаций было немало).
Владелец компании-автопроизводителя Фредерик Ройс отнесся к эмблеме довольно-таки скептически. По его мнению, “дама на капоте” мешала обзору, и сам он предпочитал ездить на машине без фирменной фигурки. Не нравились мэтру и великосветские пошляки — именно они, осведомленные об упомянутой пикантной истории, непочтительно называли эмблему Rolls-Royce “Элли в ночнушке”. Впрочем, в то время мистер Ройс был слишком болен, чтобы сильно переживать из-за подобных мелочей, так что вопрос с инсталляцией “Духа экстаза” на капоты “Роллс-Ройсов” решился положительно.
Однако поголовно автомобили марки Rolls-Royce стали оснащаться ею только в 1920 году, а до того времени статуэтка предлагалась в качестве опции, причем первые четыре года скульптор, получивший эксклюзивное право на все заказы вплоть до 1948 года, делал ее посеребренной, но в результате частых краж (ибо многие верили, что “Дух” отливают из чистого серебра), перешел на сплав из меди и никеля, а также баббита, покрытого хромом (позднее ее делали из бронзы и хромированной нержавеющей стали). На каждой из фигурок художник оставлял свой автограф. Вот почему The Spirit of Ecstasy тех лет пользуются повышенным спросом у коллекционеров. На заказ ее по-прежнему можно было покрыть серебром или золотом, а также заказать отливку из этих драгоценных металлов полностью.
Судьба же самой мисс Торнтон оказалась трагической. В канун рождества 1915 года она вместе со своим “патроном” отплыла из Марселя на пароходе SS Persia (“Персия”) в Индию, где лорд Монтегю должен был занять пост инспектора механических транспортных средств (по другим сведениям — советника правительственной механической транспортной службы). 30 декабря 1915 года немецкая подводная лодка U-38 торпедировала британский лайнер у побережья острова Крит. Жертвами нападения стали по меньшей мере 334 человека из 501. Пароход пошел на дно очень быстро: вода попала в машинное отделение, где взорвались котлы. Даже шлюпки на воду не успели спустить. Часть пассажиров все-таки уцелели, в том числе и лорд Монтегю. А вот Элеонор Торнтон — нет.
Спасенный лорд лечился некоторое время на Мальте, а по прибытии в Лондон прочитал в газетах собственный некролог. После безуспешных поисков Элеонор Торнтон он установил памятную доску в ее честь в своей родовой церкви...
Александр СЕРГЕЕВ
(по материалам
пресс-релизов компании
Rolls-Royce и интернет-сайтов)
Но легенда есть легенда - фигурки воровали в таких количествах, что в последние десятилетия фирма придумала специальное устройство, прячущее фигурку в миниатюрный люк в капоте - для этого водителю достаточно лишь нажать специальную кнопку на приборной доске.
Spirit of Ecstasy



