Геннадий Минаев писал(а):Наблюдая в отпуске, как бы немного со стороны, за перипетиями с новой редакцией Генерального Плана развития города Сумы, которые имеют место быть в последние два месяца, я поймал себя на вопросе – а есть ли в городе Сумы люди, специалисты, критики, не критики, которые бы не «по вершкам», а по сути, «по корешкам» (в корень) взглянули бы на требования и вызовы времени к такому документу?
Почему дискуссия, если можно этот процесс так назвать, идет поверхностная, непрофессиональная? Ладно, одним возраст, «советские шоры» и пульсирующая ностальгия по тем «золотым» годам для нашего города не дают сосредоточиться на главном. А что остальные? Те, кому сейчас от тридцати до пятидесяти? Те, кто уже сформировался как «профи» за годы независимости Украины и, по сути, в своей профессиональной деятельности не захватил «совок», а только лишь его видел? Ау, ребята! Где Вы? Это же наш город и нам нужно, крайне необходимо, сейчас не ошибиться! Подключайтесь! Через месяц-полтора будет поздно.
У меня было время. Я взглянул. И таких «корней» в действительности много. Это и стратегия многоэтажной застройки, и частной усадебной, и транспортный аспект, и сохранение зеленых (рекреационных зон), и размещение крупных торговых центров и модернизация (или застройка) промышленных объектов, включая ныне работающие и/или обанкротившиеся предприятия (как КРЗ или «Сумсельмаш», например) и т.д. и т.п.
Но вот один «корешок» виден даже на поверхности. Это проблема парковок и стоянок для транспорта. С промышленным (грузовым) транспортом проблема вроде бы решаема, даже несмотря на то, что два самых больших автобусных АТП уничтожены. Тем не менее, в случае чего, в промышленных зонах достаточно земельного запаса для их размещения / восстановления.
Беда, большая беда, в другом. Тот генплан города, который разрабатывался в конце 70-х и был воплощен в жизнь в середине 80-х годов прошлого столетия, и который является основой нынешней редакции, априори не учитывал такое мощное, лавинообразное развитие транспорта в нашем городе, в особенности личного (частного) легкового.
Соответственно проектировались целые микрорайоны (интересно, как спится сейчас тем критикам, а тогда главным проектантам и исполнителям, кому сейчас под и за семьдесят?) с десятками девятиэтажных домов и гостевыми парковками на два-три автомобиля на подъезд в лучшем случае? Кроме того, проектировались и выделялись земельные площадки под гаражные кооперативы «саветского», «самстроевского» типа. Мне могут возразить – тогда были такие нормы! Три «Москвича», два «Жигуля» и одна «Волга» (и то не всегда) на подъезд это было максимум. Понимаю, Вы не планировали, не видели перспективы – Вы думали, что Советский Союз будет всегда.
А что теперь? Вышеупомянутое государство ушло в небытие, и Богу – слава! Сейчас другие реалии, потребности, другая жизнь. И думаю, что не хуже, все-таки, чем тогда. Но! ... Все гостевые парковки возле подъездов стали даже не парковками, а стоянками (в том числе ночными) для автомашин, газоны возле домов уничтожены и превращены в те же парковки и стоянки. На один подъезд из 36 квартир приходится до 15-20 автомобилей, а в престижных домах (соответственно, у людей с относительно высокими доходами) порой до тех же 36-ти и более.
Как ни странно, но «первая регистрация» автомобилей в ГАИ (т.е. новых автомобилей), даже не смотря на наличие экономического кризиса, в Сумах не уменьшилась и неизменно за последние 10 лет с каждым годом только возрастает. На начало этого (2012-го) года в Сумах насчитывалось более 54 тысячи единиц частного легкового транспорта. Еще более 7-ми тысяч – транспорта предприятий и учреждений. Если к этим более чем 60-ти тысячам добавить транспорт ежедневно приезжающий в Сумы из районов области (а такая статистика была в ГАИ, просто нет сейчас под рукой), а также транзитный межобластной транспорт (учитывая отсутствие 3/4 объездной дороги вокруг нашего города и такая статистика также имеется), то мы выходим на довольно внушительную для наших городских дорог цифру. Однако, с дорогами, вернее с транспортными потоками, мы пока справляемся, по крайней мере, пробок на них нет, за редким и плохим (типа центрального рынка) исключением.
А вот что делать с парковками и стоянками?
С парковками понятно. Их нужно проектировать и внедрять, как на улицах (дорогах), так и во дворах. Искать компромиссы между детскими игровыми, спортивными площадками, зелеными зонами (газонами, кустарниками, деревьями), другими объектами (типа ЦТП) и парковками. Иначе не будет ни первых, ни вторых, ни третьих, ни пятых. Останутся только четвертые – ЦТП.
А вот стоянки? Два примера, которые я вижу каждый день.
Первый. Нехарактерный. Мой дом, 2002-го «года рождения». По сути, это единственный дом в нашем городе с приличным подземным паркингом. Квартир в доме – 96 (и 6 в «пристройке»). Мест в паркинге – 74 (и 12 в «пристройке»). Итого: 86 паркомест на 102 квартиры. И что Вы думаете? Три года назад резко стала проблема напрочь «забитого» автомобилями на ночь двора – не подъехать к подъезду! Кроме того, к проблеме добавились еще и «автодрузья» из соседнего дома, которые так и норовили припарковаться на гостевых парковках нашего дома. Норовят и сейчас, кстати. Болезнь эта неизлечима, хотя, по сути, двор у нас один на два дома. Просто наш дом спроектирован нормально, а у них как-то «трошки по-дебильному» («Номак», привет!). Так вот. Пришлось достраивать две крытые стоянки на 20 и на 30 мест с разных сторон дома, благо придомовая территория позволяла. В итоге – 136 паркомест на 102 квартиры. Пока жить можно. Но вижу, что машин пять-семь вновь остается «ночевать» возле подъездов. А чтобы мы делали, не будь у нас подземного паркинга и крытых парковок?
Чтобы делали? Тогда был бы пример второй. Дом, который я вижу из окна своей квартиры – ул. Газеты Правды №9 и №9/1 (по сути это один дом, хотя и построенный с разрывом во времени почти в четверть века). Автомобили во дворе днем и ночью «ходят по головам» друг друга и головам всех жителей одновременно. Это просто ужас какой-то!
Кто виноват? Этот вопрос опускаем. Остается второй извечный вопрос. Что делать? Впрочем, ответ на него давно известен. И он дан не нами, а в тех же нормальных европейских государствах – просто строить многоэтажные паркинги. Брать и строить. Одними стоянками, как на проспекте Лушпы, ул. Д.Коротченко, ул. Прокофьева и им подобными проблему не решить. В одном уровне проблему не решить – не хватит земли! Нужно строить многоэтажные паркинги! Один уровень – мало! Нужно в 10 раз больше! И строить повсеместно, по нескольку штук на микрорайон. Находить землю и строить. Иначе у нас во дворах, действительно останутся только одни ЦТП.
Теперь встает другой вопрос. Кому строить? Государству, местному самоуправлению? Ответ отрицательный. Утопия. Конечно же, частному инвестору. Но вот уже шесть лет я не могу найти такого инвестора. Почему? Помогите мне понять – почему его нет? Нерентабельно? Ну, а почему в Киеве рентабельно? Считаем. «Разлет» цен на услуги автостоянки в городе от 120 до 200 гривен за месяц на один автомобиль. В среднем 150 грн. Запомним цифру.
И вот совсем недавно мне пришлось на две недели оставить автомобиль в Киеве. По совету друзей я не стал оставлять свой «Пассат» на стоянках аэропорта «Борисполь» под палящим солнцем – там цена доходит уже до 100 грн. за сутки, минимум 80 грн., а оставил в паркинге в Киеве в районе Голосеево. На нижеприведенных фото показан во всех ракурсах этот 9-ти этажный паркинг на 1000 паркомест. Лифт работает. И вообще, объект сделан по уму, я бы сказал, что сделан с душой. Вся инфраструктура: охрана (само собой), система видеонаблюдения, автоматического пожаротушения, великолепный пол (не пыльный, разрушающийся бетон), мойка, шиномонтаж, небольшой автосервис.
Теперь о ценах. 15 грн. – сутки. Думаю, что для постоянных клиентов цена ниже (предполагаю, что гривен 12), а для клиентов, которые купили себе в собственность паркоместа в паркинге еще дешевле. Думаю гривен 8, не больше. Ну, а теперь, вспомним о 5 сумских гривнах на стоянке. 12 и 5 цифры одного порядка! Так почему в Киеве паркинги строятся, а в Сумах нет? Не в экономике дело, а в менталитете, скорее всего.
Уезжая в отпуск, я дал команду главному архитектору Владимиру Быкову и начальнику управления земельных ресурсов Анатолию Жуку тщательно проработать этот вопрос и предусмотреть в новой редакции Генерального Плана города Сумы возможность строительства многоэтажных паркингов на месте больших автостоянок (обязательно!) и других доступных для строительства паркингов мест.
Думаю, что время многоэтажных паркингов в Сумах пришло. И с каждым годом этот вопрос будет все актуальнее и актуальнее. По инвестору должен сработать принцип Клондайка – кто первый тот и в прибылях. Ну, так кто первый?! Землю даю!!!