Участник Харьковского ретро слета 15/16. «Копейка-канарейка»
Невозможно представить себе любой украинский авто слет без легендарной, любимой миллионами Копеечки. Позвольте представить участника из Харькова,- ВАЗ 2101 ГАИ СССР, 1975 года рождения.
Год 1966 ознаменовался не только выходом на экраны кинофильма «Берегись Автомобиля», но и стал началом новой эры для советских автомобилистов. 16 августа 1966 года в Москве итальянским Фиатом и советским Внешторгом было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве в разработке легковых автомобилей и утвержден проект строительства нового автозавода на территории СССР. Началась разработка ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102 комплектации «норма», прототипом которых был выбран Fiat 124, а так же автомобиль «люкс» ВАЗ 2103.
Автомобиль ВАЗ 2101, тогда еще Жигули, стал первой маркой, выпущенной Волжским Автомобильным Заводом. Разработчиками была проделана немалая работа по адаптации модели для наших дорог. Усилен кузов, клиренс увеличен на 3 см., изменена трансмиссия и ходовая часть, переработана и усилена подвеска, задние дисковые тормоза заменены барабанными, более стойкими к загрязнению. Был усовершенствован и двигатель, а так же добавлен «кривой стартер», ну как же на наших дорогах без него.
Всего было внесено более 800 изменений, как советской, так и итальянской стороной. И вот, 19 апреля 1970 года с конвейера сошел первый ВАЗ, Жигули, Лада, Ласточка или просто Копейка, а автозавод в Тольятти, для своего времени, стал одним из самых современных и передовых в Европе.
Именно с Копеечки началась поистине массовая автомобилизация СССР, уже в середине семидесятых эти автомобили составили больше половины парка легковых автомобилей союза. Но некоторые модификации ВАЗ 2101 не стали столь массовыми и даже были защищены государственной тайной, это автомобили, выпущенные для милиции и КГБ.
Так в 1973 году начался выпуск «служебных» ВАЗ 2101-94 укомплектованных 1,5-литровым двигателем от ВАЗ 2103, повысившим мощность машины до 73 л.с. и сократившим время разгона до «сотни» с 22 до фантастических 19 секунд. Наверное было весьма существенно для того времени. Высокая проходимость, управляемость и улучшенная динамика спецавтомобиля стали хорошим подспорьем в преследовании и поимке правонарушителей. А яркая желто-синяя расцветка позволяла гражданам, легко заметить милицейский автомобиль, чтоб бежать к нему за помощью или как раз спрятаться от него.
Спецсигналы в виде красных и синих проблесковых маячков и сигнального устройства с громкой связью (СГУ), вызывали дрожь у советских хулиганов. В салоне имелась радиостанция для внешней связи, позволяющая всегда быть начеку и быстро прибыть на помощь, а иногда позвать на помощь, тут уж как повезет.
Часть автомобилей комплектовалась радарами для измерения скорости, а некоторые из них, для полноты эффекта, дополнялись полными ГАИшниками и надежно прятались в придорожных кустах. Еще одна служебная модификация ВАЗ 2101 получила 1,3-литровый двигатель от ВАЗ 21011.
Наши Ладушки были не только грозой нарушителей СССР, но и гордо несли службу в полиции ФРГ и Кубы, прозванной в то время Островом Свободы.
Милицейская Копейка стала героем известного фильма «Инспектор ГАИ». А так же Копеечки сыграли не последнюю роль в таких фильмах как «Воскресный папа», «Ралли», «Спортлото-82», «Джентльмены удачи» и многих других. Даже в мультфильме «Возвращение блудного попугая» не обошлось без Жигули, которые сержант Полищук преследовал на мотоцикле.
В наше время милицейский ВАЗ 2101 можно увидеть только в музеях, частных коллекциях и в качестве, вы не поверите, памятников, детально восстановленных и установленных на пьедесталы возле управлений ГИБДД и не только. Таких постаментов на просторах бывшего СССР наберется больше десятка.
Одну из этих, ставших уже редкими, моделей можно будет увидеть на нашем Ретро Слете, познакомиться с ней и ее владельцем поближе, и узнать ее собственную, уникальную и увлекательную историю.
https://vk.com/event63324486