NZ писал(а):ЗЫ И вообще я думаю на холодном двигателе определяющим здесь есть смазка , холодное масло плохо растекается и трение происходит насухую .
Костик про тепловые зазоры так и не рассказал

Это еще один фактор. По смазке (конкретно мот. маслу), опять же из запомненного из инета (т.е. ручаться что правда не могу) - правило "минус 35":
берем первую ("зимнюю") цифру в вязкостной хар.-ке масла и вычитаем 35 - получаем температуру, при которой это масло гарантировано нормально прокачается в минимальные сроки (т.е. позволит завестись гарантированно без последствий для двигателя).
например мое 10w-40 должно нормально прокачиваться при 10-35=-25 град.
Но это правда если масло еще надписям соответствует на самом деле...
А сухого таки нет, опять же при людском масле - есть такое понятие как масляная пленка - т.е. масло полностью не стекает с поверхностей, какая-то минимальная его часть всегда остается.